31.07.21 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ.
https://stepik.org/lesson/253770/step/2?unit=233985 - 1-Й УРОК
https://stepik.org/lesson/253770/step/1?unit=233985
1.1 Язык и речь, язык и мышление. Коммуникативный круг.
I. Понятие процесса общения, средства общения, их типы.
II. Условия эффективности общения. Правило 3-х К. Коммуникативные качества речи.
III. Вербальное общение, его средства и условия эффективности.
1. Понятие языка как средства общения. Функции языка.
2. Язык и речь, язык и мышление.
Общение - это процесс передачи информации, сопровождающийся: а) установлением контакта между собеседниками; б) взаимопониманием.
Общение обусловлено социально, так как только в обществе возникает потребность предать какую-либо информацию. В процессе общения индивид реализует свои личностные качества, которые прежде всего передаются с помощью средств общения.
| Средства общения | |
| вербальные | невербальные |
| языковые средства | кинесика (мимика, жесты) |
| просодика (интонация) | |
| проксемика (территории общения) |
Эффективность коммуникативного процесса зависит от правильного выбора средств общения.
В основе этого выбора находится правило 3-х К:
К - с какой целью? (информировать, убедить, воздействовать, развлечь и т. д.)
К - с кем? (учитываются возрастные, социальные, психологические особенности собеседников, степень их информированности по данному вопросу)
К - при каких условиях? (учитываются пространственно-временные условия общения).
Однако качество реализации этого правила определяется степенью развития у индивида риторического идеала, под которым понимают совокупность коммуникативных качеств речи, необходимых для передачи информации. К ним относятся:
- нормированность речи – соответствие речевого образца языковой норме, существующей на данном этапе развития языка;
- логичность речи – соответствие речевого образца законам формальной и языковой логики;
- точность речи – правильный выбор лексических, грамматических, синтаксических. стилистических и других единиц в процессе общения;
- информативная насыщенность речи – содержательность речи;
- уместность речи – соответствие речевого образца условиям общения;
- простота и ясность речи – соответствие речевого образца особенностям восприятия речи;
- богатство и выразительность речи – разнообразие речи, уместное использование в речевом образце изобразительно-выразительных средств (метафор, сравнений, эпитетов и т.д.)
Чем выше уровень развития данных качеств, тем эффективнее будет процесс общения. Со степенью развития риторического идеала тесно связан и выбор языковых средств в процессе коммуникации.
Русский язык и культура речи как учебная дисциплина рассматривает коммуникативные качества речи и условия их реализации в процессе общения.
Предметом изучения данной дисциплины являются языковые средства с точки зрения их правильного использования в речи.
Язык – это исторически сложившаяся и социально обусловленная знаковая система, служащая важнейшим средством общения и существующая в двух формах: устной и письменной.
Функции языка
- Коммуникативная – язык существует для того, чтобы обеспечивать общение.
- Когнитивная – язык является важнейшим средством получения новых знания, т.е. выполняет познавательную функцию.
- Фатическая – язык служит для поддержания контакта между людьми в процессе непосредственного общения (формулы приветствия, прощания, просьбы, комплименты и т.д.).
- Эмфатическая – с помощью языка передаются эмоции говорящего. Она реализуется в средствах оценки, интонации.
- Кумулятивная – функция хранения и передачи знаний о традициях, культуре, истории народа. В языке отражается национальное самосознание.
Все функции языка реализуются в речи.
Речь – это совокупность знаков языка, объединенных с целью передачи информации. Её признаками являются:
- конкретность (речь всегда реализуется здесь и сейчас);
- ситуативность (речь всегда зависит от ситуации общения);
- вариативность (одна и та же информация может быть передана по-разному);
- речь отражает опыт говорящего.
Ни речь, ни существование языка как средства общения невозможно без мышления: с одной стороны в речи мысль выражается и формируется, с другой – такие качества речи как точность, ясность, логичность, выразительность, невозможны без адекватного развития мыслительной деятельности человека, без гибкости мышления. Качество мыслительной деятельности всегда отражается в речи.
>Таким образом, в основе эффективной коммуникации находится правильный выбор языковых средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий