вторник, 13 июля 2021 г.

 31.07.21 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ.

https://stepik.org/lesson/253770/step/2?unit=233985 - 1-Й УРОК

https://stepik.org/lesson/253770/step/1?unit=233985

1.1 Язык и речь, язык и мышление. Коммуникативный круг.

I. Понятие  процесса общения, средства общения, их типы.

II. Условия эффективности общения. Правило 3-х К. Коммуникативные качества речи.

III. Вербальное общение, его средства и условия эффективности.

            1. Понятие языка как средства общения. Функции языка.

            2. Язык и речь,  язык и мышление. 

Общение - это процесс передачи информации, сопровождающийся: а) установлением контакта между собеседниками; б) взаимопониманием.

Общение обусловлено социально, так как только в обществе возникает потребность предать какую-либо информацию. В процессе общения индивид реализует свои личностные качества, которые прежде всего передаются с помощью средств общения.

Средства общения
вербальные 

невербальные 

языковые средствакинесика (мимика, жесты)
 просодика (интонация)
 проксемика (территории общения)

Эффективность коммуникативного процесса зависит от правильного выбора средств общения.

В основе этого выбора находится правило 3-х К:

К - с какой целью? (информировать, убедить, воздействовать, развлечь и т. д.)

К - с кем? (учитываются возрастные, социальные, психологические особенности собеседников, степень их информированности по данному вопросу)

К - при каких условиях? (учитываются пространственно-временные условия общения).

Однако качество реализации этого правила определяется степенью развития у индивида риторического идеала, под которым понимают совокупность коммуникативных качеств речи, необходимых для передачи информации. К ним  относятся: 

  1. нормированность речи – соответствие речевого образца языковой норме, существующей на данном этапе развития языка;
  2. логичность речи – соответствие речевого образца законам формальной и языковой логики; 
  3. точность речи – правильный выбор лексических, грамматических, синтаксических. стилистических и других единиц в процессе  общения;
  4. информативная насыщенность речи – содержательность речи;
  5. уместность речи – соответствие речевого образца условиям общения;
  6. простота и ясность речи – соответствие речевого образца особенностям восприятия речи;
  7. богатство и выразительность речи – разнообразие речи, уместное использование в речевом образце изобразительно-выразительных средств (метафор, сравнений, эпитетов и т.д.)

Чем выше уровень развития данных качеств, тем эффективнее будет процесс общения. Со степенью  развития риторического идеала тесно связан и выбор языковых средств в процессе коммуникации.   

Русский язык и культура речи как учебная дисциплина рассматривает коммуникативные качества речи и условия их реализации в процессе общения.

Предметом изучения данной дисциплины являются языковые средства с точки зрения их правильного использования в речи. 

Язык – это исторически сложившаяся и социально обусловленная знаковая система, служащая  важнейшим средством общения и существующая в двух формах: устной и письменной.

Функции языка

  1. Коммуникативная – язык существует для того, чтобы обеспечивать общение.
  2. Когнитивная –  язык является важнейшим средством получения новых знания, т.е. выполняет познавательную функцию.
  3. Фатическая – язык служит для поддержания контакта между людьми в процессе непосредственного общения (формулы приветствия, прощания, просьбы, комплименты и т.д.).
  4. Эмфатическая – с помощью языка передаются эмоции говорящего. Она реализуется в средствах оценки, интонации.
  5. Кумулятивная –  функция хранения и передачи знаний о традициях, культуре, истории народа. В языке отражается национальное самосознание.

Все функции языка реализуются в речи.

Речь – это совокупность знаков языка, объединенных с целью передачи информации. Её признаками являются:

  • конкретность (речь всегда реализуется здесь и сейчас);
  • ситуативность (речь всегда зависит от ситуации общения);
  • вариативность (одна и та же информация может быть передана по-разному);
  • речь отражает опыт говорящего. 

Ни речь, ни существование языка как средства общения невозможно без мышления: с одной стороны в речи мысль выражается и формируется, с другой – такие качества речи как точность, ясность, логичность, выразительность, невозможны без адекватного развития мыслительной деятельности человека, без гибкости мышления. Качество мыслительной деятельности всегда отражается в речи.

>Таким образом, в основе эффективной коммуникации находится  правильный выбор языковых средств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не старей! Просто не допускай этих 7 вещей | Микулин https://www.youtube.com/watch?v=nf0oy0EKq0Q Человеческое тело - это система, а не случа...