суббота, 2 января 2021 г.

 01.02.21. УРОК ДЛЯ РЕМИ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.


Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Постановка тире между подлежащим и составным именным сказуемом во многом корректируется интонацией, а именно наличием паузы. Очень часто это авторская интонация. На вопрос "Вы кто?" - можно ответить: "Я художник". Это основная форма для варианта "местоимение в роли подлежащего - существительное в роли сказуемого". В стихотворных текстах местоимение в роли подлежащего часто выделяется паузой, при этом на него падает интонационное ударение.

В то же время наличие паузы (и тире) следует проверять по интонации всего предложения в целом. 

Нет паузы и тире, если интонационное ударение падает на сказуемое. 

Примеры:
Я странник убогий. Я честный человек и никогда не говорю комплименты. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Я ужасно рада, что ты мой брат. Не правда ли, что мы краса долины всей? Я свет весны, а ты усталый холод. Я златоцвет, который вечно молод, а ты песок на мертвых берегах. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

НО: 

Я – северный ваш друг и брат! Ты – вечности заложник у времени в плену. Все мы – гроздья винограда золотого лета. Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей!

1. В каком предложении не ставится тире?


1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.


2. В каком предложении не ставится тире?


1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.


3. В каком предложении ставится тире?


1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.


4. В каком предложении ставится тире?


1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.


5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?


1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.


6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?


1) Лето припасает — зима поедает.
2) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.


Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).


2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.


4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

  • существительным и инфинитивом,  например: Наша задача – отразить атаку;
  • инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
  • числительным и существительным,  например: Четыре – четное число;
  • существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным  фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.


6.  Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.  Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).


К этому правилу есть три примечания. 

Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены

существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или

фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_172 тест, проверяй упражнение

УПРАЖНЕНИЕ

  1. Грушницкий  _  юнкер  (Лермонтов).
  2. А вы _  не охотник? (Тургенев).
  3. Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).
  4. Рацеи  разводить  _   болтать  пустое  (Островский).
  5. Пруд _ как блестящая сталь (Фет).
  6. Они _  какие-то  помещики (Достоевский).
  7. Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).
  8. Его  цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).
  9. Дальние проводы _   лишние слезы (Островский).
  10. Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).
  11. Невежда без души _   зверь (Фонвизин).
  12. Вы _  студент? (Достоевский).
  13. Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!
  14. Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).
  15. Вспомните, что автор "Симфонии" _   юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что "все мы летим куда-то"; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).
  16. Отец его _   военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).
  17. И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин).
  18. И это все, что было в моей жизни, а остальное _  ненужный сон (Бунин).
  19. По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _  не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).
  20. Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову).
  21. — Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а  пьяные, — продолжала она шептать. (Горький).
  22. — Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).
  23. Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.
  24. Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).
  25. Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).
  26. Талант у него _ дай бог каждому.
  27. Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).
  28. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это  не  жизнь,  это эгоизм, лень,  это  своего  рода  монашество,  но  монашество  без  подвига (Чехов).
  29. Цель моя _ победить  эту многоголовую гидру (Чехов).
  30. Театр _ это  сила, соединяющая в себе одной все  искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).
  31. Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).
  32. Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).
  33. Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и  с  озабоченным  лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал,  что  питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы  из-за  него  стоило  делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).
  34. Нигилист _  это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами,  который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).
  35. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за  богатого старика выйти, по мнению моему, _  дело  ничуть не  странное,  а, напротив,  благоразумное (Тургенев).
  36. Я хочу только сказать,  что аристократизм _ принсип,  а  без принсипов жить в  наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).
  37. Боже мой, я _  секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _  секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это  быть членом земской управы! (Чехов).

По учебнику, стр 67

114

Устно: Рассмотрим таблицу, стр 68


115

116






117


118

Составьте 4 предложения, употребив сочетания слов с собственными существительными в качестве подлежащих, а с нарицательными - в качестве сказуемых. Сделайте на основе данного и предыдущего упражнений вывод, зависит ли от темперамента успешность деятельности человека, его вклад в науку, искусство, влияние на историю.

1. Французский философ Рене́ Дека́рт; англичанин Чарлз Дарвин; русский писатель Н. В. Гоголь; польский композитор Фредерик Шопен; меланхолик. 2. Знаменитый полководец А. В. Суворов; холерик. 3. Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт; российский философ, писатель А. И. Герцен; сангвиник. 4. Российский полководец, генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов; русский писатель, баснописец И. А. Крылов; флегматик.



119

Допишите предложения, попробуйте охарактеризовать великих соотечественников. Сообщите о том, кто этот человек и чем он знаменит. Употребите в предложениях составные именные сказуемые с различными связками: нулевой, связками есть, был, стал, является.

Образец. Иван Петрович Павлов - великий учёный-физиолог, является создателем учения об условных рефлексах.

1. Михаил Илларионович Кутузов — —. 2. Павел Степанович Нахимов — —. 3. Николай Михайлович Пржевальский — —. 4. Михаил Иванович Глинка — —. 5. Георгий Константинович Жуков — —. 6. Юрий Алексеевич Гагарин — —. 7. Михаил Васильевич Ломоносов — —.



120

Диктант. Перед написанием диктанта объясните употребление тире; раскройте скобки. Обратите внимание на знаки препинания в сложном предложении!

1. Нет, (не)только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и (на)яву. Тут главное — уметь (во)время отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, что(бы) он (не)увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов) 2. Благодарность (не)есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, (не)быть благодарным — подлость. (В. Ключевский)



 02.01.21 Упражнения для Насти. Проверка. Упражнения на деепричастия с 181 .

157

\Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не-. Подчеркните причастия как члены предложения. • Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?



158

Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не. Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.
(Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
(Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н





159
Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

-------------------------------------------------------------------


163

\





Упр. 169

Прочитайте сведения о причастиях в § 12—27. Составьте сложный план и подготовьте сообщение о причастии как о части речи. Приведите примеры. В каком стиле речи вы будете строить своё высказывание о причастии?

https://otvetkin.info/reshebniki/7-klass/russkiy-yazyk/ladyzhenskaya-baranov/nomer-169 подробно


170

170




171



172



173


174





ДЕЕПРИЧАСТИЯ

181







183




184




185

Прочитайте текст, заменив глаголы из скобок деепричастиями. Определите тип речи и стиль текста. Проанализируйте структуру текста, выделив в нём введение, основную часть и заключение. Составьте вопросный план. Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

Результат действия силы зависит не только от величины этой силы, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Рассмотрим примеры. По рыхлому снегу человек идёт с большим трудом, глубоко (проваливаться) на каждом шагу. Но, (надеть) лыжи, он может идти по снегу, почти не (проваливаться) в него. Почему? На лыжах или без лыж человек действует с одной и той же силой, равной своему весу. Но действие этой силы в обоих случаях различно, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыжи раз в двадцать больше площади подошвы. Поэтому, (стоять) на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой в двадцать раз меньше, чем (стоять) на снегу без лыж.

Значит, от того, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, зависит результат действия силы.



На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения. №7

Применяя данное правило, рассуждайте так: Повернув выключатель, мальчик зажёг свет — зажёг (когда?) повернув выключатель. Повернув выключатель — это деепричастный оборот, он находится в начале предложения, после него ставится запятая.
Фото условия: Номер №185 из ГДЗ по Русскому языку 7 класс: Ладыженская Т.А. 2013г.






 2.01.21 ДЕЕПРИЧАСТИЕ. ДЛЯ НАСТИ.

Образование деепричастий: https://www.youtube.com/watch?v=K-AWZvKPeVQ




ТЕСТ: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/morfologcheskijj-razbor-deeprichastiya









Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя морфологическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные).

  • Вид (совершенный, несовершенный);
  • Возвратность (возвратное, невозвратное);
  • Переходность (переходное, непереходное);
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что сделав?

II. Н. ф. – накормив. Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство (пошла – когда?накормив).

Гуляя, дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что делая?

II. Н. ф.гуляя

Морфологические признаки: 

несовершенный вид, 

невозвратное, 

непереходное, 

неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство (увидели – когда?гуляя).

ПРИМЕРЫ

Радуясь, он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что делая?

II. Н. ф. – радуясь

Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль – обстоятельство (приветствовал – как?радуясь).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются – -а/-я, -в/-вши/-ши.

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом. На-зв-а-вши-сь – производное от глагола «назваться»; основа – назвавшись, приставка – на-, корень – -зв-, суффиксы – -а-, -вши-, постфикс – –сь.

Читая книгу. Чит-а-я – производное от глагола «читать»; основа – читая, корень – -чит-, суффиксы – -а-, -я.

Подбросив мяч. Под-брос-и-в – производное от глагола «подбросить»; основа – подбросив, приставка – под-, корень – -брос-, суффиксы – -и-, -в-.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/morfologcheskijj-razbor-deeprichastiya


====================================================

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это определение грамматических признаков особой глагольной формы, обладающей признаками глагола и наречия.

Укажем план морфологического разбора деепричастия. Приведем образцы разбора деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Прежде чем узнать, как выполняется морфологический разбор деепричастия, напомним, что называется деепричастием в русском языке.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Деепричастие — это особая глагольная форма, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что сделав? что делая?
  • (что делая?) прогуливаясь, рассматривая;
  • (что сделав?) узнав, поощрив.

Грамматические признаки деепричастия

Деепричастие имеет грамматические признаки двух самостоятельных частей речи — глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, поэтому сохранили их некоторые признаки:

  • вид (совершенный или несовершенный);
  • переходность (способность управлять существительным в форме в.п. без предлога);
  • возвратность (наличие или отсутствие постфикса -ся /-сь).

Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое совершается одновременно с основным действием, обозначенным сказуемым.

Мы идем по шатким мосткам, хватаясь за перила.

Идем и хватаемся одновременно.

Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит до начала основного действия, одновременно с ним либо после основного действия.

Прищурившись, он посмотрел на солнце.

Прищурился, потом посмотрел.


К примеру, деепричастие «прищурившись» образовано от глагола «прищуриться», который имеет совершенный вид (что сделать?), является возвратным (постфикс -сь) и непереходным, так как все возвратные глаголы непереходные.

С наречием эту особую глагольную форму роднит неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства в предложении.

Так как деепричастие неизменяемое слово, у него нет и не может быть непостоянных грамматических признаков.

Выяснив эти грамматические особенности, составим план морфологического разбора деепричастия.

План морфологического разбора деепричастия

I. Часть речи. Общее значение (вопрос; глагол, от которого деепричастие образовано)

II. Морфологические признаки:

  • вид
  • переходность
  • возвратность
  • неизменяемость

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор деепричастия

В соответствии с этим планом приведем примеры морфологического разбора деепричастия.

Образцы морфологического разбора деепричастий

 Улыбнувшись, отец одобрительно похлопал сына по плечу.

I. Слово «улыбнувшись» — это особая форма глагола — деепричастие, обозначает добавочное действие,, отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «улыбнуться».

II. Морфологические признаки:

  • совершенный вид
  • непереходное
  • возвратное
  • неизменяемое

III. Синтаксическая роль — обстоятельство

 1.11.25      Философия Бехтерева о бессмертии и человеческих вибрациях https://www.youtube.com/watch?v=EZ7YsGOzDmI Вот структурированные те...