Я НАДЕЮСЬ, ЧТО НАЙДУ ВСЕ СИЛЫ,
ЧТОБЫ ЖИТЬ БЕЗ СТРАХА И БЕЗ СБОЯ.
Я НЕ СДАМ ПОЗИЦИЙ ДО МОГИЛЫ:
ВЕДЬ ДЕРЕВЬЯ УМИРАЮТ СТОЯ. И если зло появляется в моей жизни, я говорю: “Это факт не моей, а их биографии, ко мне это не имеет никакого отношения. Зло меня не касается».
1.Причастия и прилагательные, имеющие при себе
пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, кроме
таких, которые тесно примыкают по смыслу к глаголу, например:
Несколько смежных горных вершин, покрытых снегом, пламенели в лучах восходящего солнца.
Недвижны стояли леса, полные мрака.
Но:
Дети возвращались с катка разрумянившиеся
от холода и веселья.
2.Причастия и прилагательные, поставленные после
определяемого существительного с целью придать им более
самостоятельное значение и не имеющие при себе пояснительных
слов, особенно в тех случаях, когда перед существительным уже есть
определяющее слово,
например:
Маша, бледная
и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу (Пушкин).
Завтра увижу Серёжу и Алексея Александровича,
и пойдёт моя жизнь, хорошая
и привычная, по-старому (Л. Толстой).
Сосед мой, молодой
казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина (Пушкин).
Талия её, очень
тонкая, казалась ещё тоньше (Л. Толстой).
3.Причастия и прилагательные, как
с пояснительными словами, так и без них, поставленные перед
определяемым существительным, если они имеют, кроме значения определения, также
обстоятельственный причинный оттенок,
например:
После первого же залпа, сбитый с ног пулей, Григорий, охнув, упал (Шолохов).
Погружённый в свои мысли, Чечевицын
ничего не ответил на этот вопрос (Чехов).
4.Причастия и прилагательные, как с пояснительными
словами, так и без них, относящиеся к существительному
(преимущественно к подлежащему) и поставленные перед ним, но отделённые от него другими членами предложения, например:
Обособляются (выделяются или
отделяются) запятыми определительные обороты, т. е.
определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми словами, в
следующих случаях.
1.Определительный оборот, стоящий после определяемого
существительного, выделяется или отделяется запятыми:
Грянул грязный городской
ливень, перемешанный с пылью .
Чехов, пересекавший еще на лошадях в
конце прошлого века Сибирь в поездке на Сахалин, проскучал до самого Енисея.
Мастер, дремавший
на травке, встал навстречу и кивнул .
В жесткой траве, похожей
на шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки .
Пыль, розовая от
блеска молний, неслась по земле.
Рыхлые тучи, напитанные
темной водой, низко неслись над морем.
2.Определительный
оборот, стоящий перед определяемым существительным, не отделяется запятой
от определяемого слова:
Тишина
этой ночи была наполнена музыкой еще не родившегося Чайковского (Зал.);
Полные мрака леса стояли недвижно.
Однако
определительный оборот, стоящий перед именем существительным, выделяется
запятыми, если он осложнен обстоятельственным причинным оттенком
значения.
Сравните:
Окруженный зеленой
изгородью дом привлек наше внимание. (Слово домвключено в определительное словосочетание окруженный
зеленой изгородью дом.) Окруженный
зеленой изгородью, дом не
был виден издали. (Определение обособлено, так как осложнено
обстоятельственным причинным значением, ибо был окружен зеленой изгородью);
Убранный в подполье урожай
обещал сытую зиму.
Убранный в подполье, урожай обещал сытую зиму.
(В первом случае определительный
оборот не отделяется от определяемого имени; во втором случае оборот убранный
в подполье обособлен от имени, такой оборот создает
дополнительный причинный оттенок: так как был убран в подполье).
Сравните:
Хорошо знавший город гость легко разыскал
ту улицу, которая ему была нужна.
Хорошо знавший город, гость легко разыскал ту
улицу, которая ему была нужна. (Во
втором случае подчеркивается причинное значение.)
Примечание. Обстоятельственный оттенок
значения может появиться и в определительных оборотах, отнесенных к
словосочетаниям: Написанная
предельно просто и точно, новая
книга, по словам Константина Воробьева, должна стать «кардиограммой сердца».
3.Определительный
оборот выделяется запятыми, если он отделен от определяемого слова другими
членами предложения:
Наклонившиеся по ветру, мимо двинулись серые
подорожные сорняки.
Где-то
за сотни верст, отгороженная кручами сосен и широкими тополями
непроходимых прибалтийских болот, раскинулась их большая Родина.
Полное огня и таинств, вспыхивало со всех сторон
небо.
Рожденный пустыней, колеблется звук.
В соседней маленькой комнате на диване, укрытый
больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер.
Захрустела
галька под ногами, тусклым светом напоминавшая скинутую шкурку змеи.
Колесо тряслось и прыгало на капоте в такт ее
мыслям, серое от грязи
Mozart. Symphony No.40
Conductor - Alexander Dmitriev
St.Petersburg Symphony Orchestra
Интересные факты о Моцарте
Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет.
В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли «Реквием» Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших.
В крупнейшем в истории проекте записей, посвященных одиночеству, Philips Classic в 1991 году выпустил 180 компакт-дисков, содержащих полный набор аутентичных работ Моцарта. Он включает более 200 часов музыки.
Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше.
Отношения с архиепископом Зальцбургским закончились, когда его секретарь дал Моцарту пинок в спину.
Из биографии Моцарта мы узнаём, что в путешествиях гениальный композитор провел в общей сложности 14 из 35 лет.
Леопольд Моцарт описал рождение сына как «чудо от Бога», потому что тот казался слишком маленьким и слабым, чтобы выжить.
Термин «ухо Моцарта» описывает дефект уха. Исследователи полагают, что у Моцарта и его сына, Франца, был врожденный дефект уха.
Композитор обладал феноменальным слухом и памятью, даже в детстве мог с одного прослушивания запомнить сложное по форме и гармонии произведение, и затем записать его без единой ошибки.
В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить IQ человека, ему принадлежит термин «Эффект Моцарта»; ее также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях, это научно доказано.
Второе имя Вольфганга Моцарта, Феофил, означает «любимый Богом» по-гречески.
Влияние Моцарта на западную музыку глубоко. Джозеф Хейдон отметил, что «потомство не увидит такой талант даже через 100 лет».
Моцарт написал свою первую симфонию, когда ему было всего 8 лет, а оперу – в 12.
Отец запрещал Вольфгангу жениться на Констанце Вебер, подозревая корыстный интерес ее семьи к делающему первые уверенные шаги в Вене Моцарту. Но тот не послушался впервые в жизни, и вопреки воле отца женился в августе 1782. Некоторые ученые изображают ее как непостоянную, другие смотрят на нее с большей симпатией. Через восемнадцать лет после смерти Вольфганга она снова вышла замуж и помогла своему новому мужу написать книгу о Моцарте.
Известное партнерство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию оперы «Свадьба Фигаро», основанной на пьесе Бомарше. Их сотрудничество является одним из самых известных в истории музыки;
Однажды в Вене маленький Вольфганг выступал во дворце для императрицы Марии Терезии. После выступления он играл с ее дочерьми, одна из которых отнеслась к нему особенно нежно. Вольфганг на полном серьезе стал тогда просить ее руки. Это была Мария-Антуанетта, будущая королева Франции.
Моцарт состоял в масонской ложе, это было тайное общество, объединяющее наиболее прогрессивных людей своего времени. Со временем Вольфганг стал отдаляться от идей братьев, в основном, из-за религиозных противоречий.
Последнее слово композитора Густава Малера (1860-1911) перед смертью было «Моцарт».
В 1801 году могильщик Джозеф Ротмайер якобы выкопал череп Моцарта с кладбища в Вене. Тем не менее, даже после различных испытаний, остается неизвестным, принадлежал ли череп, по сути, Моцарту. В настоящее время он заперт в Фонде Моцартеум в Зальцбурге, Австрия;
Барон ван Свитен дал на похороны Моцарта 8 флоринов 56 крейцеров – именно это сумму когда-то потратил Вольфганг на шутливые похороны своего скворца.
Моцарт был похоронен в «братской могиле» на Кладбище св. Маркса. «Общая могила» - это не то же самое, что могила нищего или братская могила, но могила для людей, которые не были аристократией. Одно из главных отличий состоит в том, что через 10 лет общие могилы подвергались раскопкам, а могил аристократов – нет.
Исследователи выдвинули в качестве гипотезы по меньшей мере 118 причин смерти Моцарта, включая ревматическую лихорадку, грипп, трихинеллез, отравление ртутью, почечную недостаточность и стрептококковую инфекцию.
По мнению нескольких биографов, Моцарт был маленьким человеком с сильными глазами. В детстве Вольфганг переболел оспой, которая оставила на лице шрамы. Он был худой и бледный с прекрасными волосами и любил элегантную одежду.
Согласно утверждениям жены Моцарта, Констанцы, в конце жизни Моцарт считал, что его отравили, и что он сочинял свой «Реквием» для себя.
Считается, что в «Реквиеме» он успел написать только первые 7 частей, а остальное дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Но есть версия, по которой Вольфганг мог завершить «Реквием» несколькими годами ранее. Ученые все еще спорят о том, какие части Моцарт действительно написал.
У Моцарта и его жены было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество. Оба сына не имели семьи и детей.
Моцарт становился все более популярным после смерти. На самом деле, как отмечает биограф 20-го века Мейнард Соломон, его музыку по-настоящему оценили посмертно.
Композитор родился католиком и оставался им всю жизнь.
Моцарт был тенор. Во время камерных концертов в ансамбле он обычно играл на альте. А также был левшой.
Известный физик Альберт Эйнштейн очень любил музыку. Он обучался игре на скрипке, но по-настоящему сумел проникнуться ею только после того, как «влюбился в сонаты Моцарта».
Эйнштейн считал, что музыка Моцарта потребовала от него технического совершенства, и тогда стал усиленно заниматься.
Констанца, супруга Моцарта, уничтожила многие его зарисовки и чертежи после смерти композитора.
У Моцарта было несколько домашних животных, включая собаку, скворца, канарейку и лошадь.
Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения – Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них - это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить? Почем больным, страдающим тяжёлыми заболеваниями, от музыки Моцарта становится легче? Сто тысяч почему, на которые даже спустя сотни лет никто не может дать вразумительный ответ.
Биография
Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.
Семья Вольфганга Амадея Моцарта
В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.
Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.
Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.
Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой
Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой.
Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.
Путешествие по Европе
Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.
Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.
В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.
За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.
Творческое становление
В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.
Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.
После возвращения Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.
В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.
Расцвет карьеры
Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену. в Зальцбург, где композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве.
В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.
Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.
Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы:
«Свадьба Фигаро»,
«Волшебная флейта»,
«Дон Жуан».
Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.
К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.
Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.
Личная жизнь
Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).
Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.
Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.
Смерть
В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.
В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».
В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.
Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.
Интересные факты
Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.
Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ Г. Ф. Гендель. Сонатина Д. Скарлатти. Соната (Ария) Л. Моцарт. Сонатина Д. Чимароза. Соната Д. Г. Тюрк. Сонатина М. Клементи. Соч. 36, № 1. Сонатина Соч. 36, № 2. Сонатина И. Плейелъ. Сонатина А. Андре. Соч. 34, № 2. Сонатина Соч. 34, № 5. Сонатина И. Плейелъ, А. Андре. Сонатина Т. Лак. Соч. 257, №3. Сонатина А.Лавиньяк. Соч. 23, № 2. Сонатина Л. Миклашевский. Первая сонатина К. Рейнеке. Сонатина Соч. 136,№ 2-Маленькая сонатина. Ж. Шмит. Сонатина Л. Бетховен. Сонатина Л. Келлер. Сонатина А. Диабелли. Соч. 151, № 1. Сонатина; Сонатина Э. Мелартин. Сонатина И. Гайдн. Пасторальная сонатина. Я Л. Дусек. Соч. 20, № 1. Сонатина. К. Черни. Соч. 439, №1. Сонатина
СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ A. Гедике. Соч. 36, №20. Сонатина Ю. Чичков. Маленькая сонатина Т. Салютринская. Сонатина Л. Лукомский. Вторая сонатина К. Сорокин. Соч. 5, № 1. Легкая сонатина Р. Бойко. Сонатина Д. Кабалевский. Соч. 27. Сонатина B. Рейман. Маленькая сонатина А. Жилинский. Сонатина (Первая часть) A. Балтин. Одноголосная сонатина Р. Салъманов. Сонатина B. Кикта. Гуцульская сонатина Э. Денисов. Сонатина Я. Мединь. Сонатина (Первая часть) Я. Кепитис. Сонатина (Первая часть) А. Пирумов. Сонатина Э. Тамберг. Маленькая сонатина