суббота, 19 марта 2022 г.

 20.03.22 ПРАКТИКА

https://obrazovaka.ru/test/vidy-slozhnopodchinennyh-predlozheniy-tablica-s-primerami.html -виды СПП - ТЕСТ

Упражнение 2.

Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия:

блестит и сверкает так, что;

так тихо, что; 

одевайся так, чтобы; 

смотрел так ласково, словно; 

так хотел есть, что; 

его поступок так изумил, будто.


Упражнение 3.

Используя сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, напишите краткую инструкцию о том, как нужно выращивать картофель (ухаживать за комнатными растениями, домашними животными и т. п.).

Сделайте вывод о роли придаточных образа действия и степени в текстах делового стиля.

Например: Как ухаживать за цветами

Расставляйте горшки с вашими растениями таким
образом, чтобы им хватало солнечного света. Помните, цветы в доме должны чувствовать себя так, как чувствовали бы они себя в природных условиях. 

Относитесь к цветам так, точно они люди: разговаривайте с ними, не забывайте поливать их, подкармливать. Поливайте растения так, чтобы почва в горшке всегда была чуть влажной. Возможно, цветам потребуется подкормка:
подкармливайте землю настолько часто, насколько это требуется.
Некоторые цветы не терпят соседства, другие - растут группами.
Учитывайте это и рассаживайте растения так, как советуется в книгах, где даются рекомендации садоводам.

Как ухаживать за котами

Инструкция 


-------------------------------------------------------

1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 

2) Сделалась такая ме­тель, что он ничего не видел. 

3) Ветер выл с такой сви­репой выразительностью, что казался одушевлённым. 

4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудре­но, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.

Упражнение

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. (М.Лер­монтов

2) Время сердцу быть в покое от волненья своего с той минуты как другое уж не бьётся для него. 

3) Как весел грохот летних бурь когда взметая прах летучий гроза нахлынувшая тучей смутит небес­ную лазурь. (Ф. Тютчев)

4) Уже более трёх часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. (И. Тургенев) 

5) Герасим вырос немой и могучий как растёт дерево на плодородной земле. {И. Тургенев) 

6) В живой природе по­лярной страны всё как бы торопится захватить короткое лето. {Д. Мамин-Сибиряк) 

7) Мы-то цирковые понимали как отчётлива и смела была работа Пьера. (А.Куприн) 

8) Каждую вещь надо писать так как будто она послед­няя в вашей жизни. (К. Паустовский) 

9) Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме. (Б. Пастернак) 

10) Жучок на солнышке горит как драгоценный камень. (А.Барто

11) От него веяло родиной и покоем как веет покоем от старой и мудрой матери. (В. Белов)

 


Упражнение 4.

Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.

1) Мы должны учиться, чтобы

 ... .
2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .
3) Надо так выполнить работу, чтобы ....
4) Нужно так относиться к людям, чтобы ... .
5) Для того чтобы ..., пиши аккуратно и разборчиво.
6) Надо научиться так распределять время, чтобы ....

1.Актер крикнул так громко…

2.Сценарий был написан так скучно…

3.Море под лучами заходящего солнца так блестело…

4.Камера была так тяжела…

5. Мечтать нужно так

6. Увлекаться кинематографом нужно так...

Упражнение

    Вверху вет­ви дере­вьев пере­пле­лись меж­ду собой так, что совер­шен­но скры­ли небо (В. Арсеньев).

    В ран­них сол­неч­ных лучах заин­де­ве­лые дере­вья и белые сне­га засвер­ка­ли и заис­кри­лись так, что вско­ре гла­зам ста­ло боль­но смот­реть (Э. Г. Казакевич).

    Удивительная повесть это­го чело­ве­ка так захва­ти­ла меня, что я ста­рал­ся запи­сы­вать её как мож­но подроб­нее (Борис Полевой).

    Всё было в этот вечер в доме Медяниковых так, как об этом мно­гие годы меч­та­ла мать (В. Г. Лидин).

    Всё не так свер­ши­лось в моей жиз­ни, как я пред­по­ла­гал (Э. Грин).

    Время посад­ки было рас­счи­та­но так, что­бы к месту высад­ки поспеть на рас­све­те (М. Фурманов).

    Я про­жил жизнь так, что мне не за что крас­неть (А. Ф. Кони).

    В одном месте глы­бы лег­ли так, что обра­зо­ва­ли глухую и длин­ную пеще­ру с выхо­дом к самой воде (К. Паустовский).

    Он отно­сил­ся к окру­жа­ю­ще­му так, как отно­сят­ся к исче­за­ю­ще­му (В. Б. Шкловский).

    Старик и гово­рил так, как буд­то было очень холод­но, с рас­ста­нов­ка­ми и не рас­кры­вая как сле­ду­ет рта (А. Чехов).

    Марко Поло писал о мон­го­лах так, как араб­ские писа­те­ли писа­ли ино­гда о фран­ках (В. Шкловский).

    Ударил дождь так, что над зем­лей появил­ся дым — мел­кая водя­ная пыль от раз­дро­бив­ших­ся дожди­нок (В. Солоухин).

-------------------------------


Придаточные образа действия раскрывают способ совершения того действия, о котором говорится в главном предложении.

Виктор старался водить машину так, чтобы не нарушать правила.

Он собрал прибор так (как?), как было написано в инструкции.

Виталий хотел ответить так (как?), чтобы ему не было стыдно.

Придаточные образа действия относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово. Если мы поясняем какое-то действие, то словосочетание также может включать глагол. 

-------------------------------------------

Придаточные меры и степени, в отличие от придаточных образа действия, стремятся получить более точные сведения. Поэтому они отвечают на вопросы сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, о котором говорится в главном предложении.

Кошка ступает настолько тихо (насколько?), что услышать ее шаги почти невозможно.

Эта шутка была до того смешной (насколько?), что все расхохотались.

Спортсмен прыгнул так высоко (насколько?), что сразу побил мировой рекорд.

Придаточные меры и степени, как и придаточные образа действия, относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово.

Придаточные образа действия, меры и степени во многом родственны друг другу. Поэтому их средства связи часто пересекаются.

Этими средствами связи могут являться союзы что, как, чтобы, будто, словно. И союзные слова насколько и как.

Придаточные образа действия, меры и степени встречаются в пословицах и поговорках.

Думай так, чтобы после не передумывать.

Смейся так, чтобы и я смеялся.

Закрывайся, да так, чтобы открыть можно было.

Придаточные образа действия, меры и степени могут стоять перед главным предложением, но только в том случае, если средством связи является союзное слово. Обычно такие придаточные все же стоят после главного предложения.

Окружающие уважают нас настолько, насколько мы сами уважаем себя.

Насколько мы уважаем себя сами, настолько уважают нас окружающие.

--------------------------

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ придаточные образа действия, сравнения, меры и степени присоединяются к главной части только при помощи союзов

__ в качестве средства связи придаточных образа действия, сравнения, меры и степени с главной частью могут также употребляться указательные слова

__ придаточные образа действия, меры и степени относятся к словосочетанию, в которое входит главное слово

__ придаточные сравнения относятся к главной части целиком


Задание #2

Вопрос:

Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточных образа действия, меры и степени.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) насколько

2) как

3) будто

4) словно

5) ведь


Задание #3

Вопрос:

Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном сравнительном.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) как

2) будто

3) словно

4) настолько

5) когда


Задание #4

Вопрос:

Выберите предложение с придаточными образа действия или меры и степени.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Самолет взлетел так высоко, что мы не смогли его рассмотреть.

2) Мне интересно, настолько ли эта команда уверена в себе.

3) Он сказал так, чтобы все смогли видеть его ученость.

4) Он поднял повыше тот предмет, что мы успели рассмотреть еще в комнате.


Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с придаточным сравнительным.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Она улыбалась Ирине так, как будто та была её любимым собеседником.

2) Я наконец узнал, как приготовить это таинственное зелье.

3) Он нес прибор так, чтобы не сломать хрупкие детали.

4) У него был такой странный вид, будто случилось что-то чрезвычайно интересное.


Задание #6

Вопрос:

Выберите сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Твои глаза прекрасны, как две ласковые морские лагуны.

2) Болельщики кричали так, что слышно их было, наверное, на другом конце города.

3) В тишине раздался тихий скрип, будто кто-то осторожно бродил по дому.

4) Самолет взвыл, как горный орёл над вершиной.


Задание #7

Вопрос:

Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Эти птицы как причудливый музыкальный оркестр, играющий только по вечерам.

2) Я собираюсь выступить на конференции, как младший научный сотрудник нашего университета.


3) Надзиратель навис над заключенным, как коршун над добычей.

4) Нежные переливы заката, будто северное сияние раскинулось по небу сразу привлекли наше внимание.


Задание #8

Вопрос:

Прочитайте предложения. Укажите его верные характеристики.

Говорите со мной так, как обычно разговариваете со своими добрыми знакомыми.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) СПП с придаточным образа действия

2) CПП с придаточным сравнительным

3) придаточное присоединяется при помощи союза

4) придаточное присоединяется при помощи союзного слова


Задание #9

Вопрос:

Расположите предложения в следующем порядке: 1 ‒ CПП с образа действия, 2 ‒ меры и степени, 3 ‒ сравнения.

Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:

__ Наш кот настолько хитрый, что мы никогда не могли застать его на месте преступления.

__ Чем дальше мы погружались в лес, тем опаснее становилась чаща.

__ Мы старались сделать все так, чтобы на конкурсе нас признали лучшими.


Задание #10

Вопрос:

Выберите предложения, придаточные в которых присоединяются при помощи союзных слов.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1.) Александр был настолько же удивленным, насколько Николай ‒ возмущённым.

2) Он увидел у девочки такой же мячик, как был у него в детстве.

3) Он собрал в свой мешок столько сухарей, словно собирался пережить голодный год.

4) Он ступил на лед так, чтобы не поскользнуться.




Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

Нет;

Да;

Да;

Да;

2) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

4) (2 б.) Верные ответы: 1;

5) (2 б.) Верные ответы: 1;

6) (4 б.) Верные ответы: 3; 4;

7) (3 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;

8) (3 б.) Верные ответы: 2; 3;

9) (4 б.) Верные ответы:

1;

3;

2;

10) (3 б.) Верные ответы: 1;

 

 

 

 19.03.22

Придаточные образа действия и степени

Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.

1) Ветер дул с такой силой, что ... .
2) Туча настолько надвинулась на солнце, что ....
3) Я чувствую в душе такую радость, что ... .
4) Он был настолько интересным рассказчиком, что ... .
5) Мы ехали так быстро, будто...
.

 

Эти придаточные предложения относятся к одному слову в главном предложении.

 

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова 

столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: 

а) союзных слов (как, сколько, насколько);

 б) союзов (что, чтобы, будто...). 

В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

    Примеры:

  1. Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

    [сущ. + указ. сл.], (что – союз).

  2. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

    [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

  3. Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

    [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Обратите внимание!
1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. 
Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. 

Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

 

 

 19.03.22

Содержание

Придаточные обстоятельственные имеют собственную классификацию. Это самый многочисленный класс среди остальных придаточных предложений.
Редактировать

Виды придаточных обстоятельственных

Выделяются следующие виды придаточных обстоятельственных:
1) образа действия и степени;
2) времени;
3) места;
4) условия;
5) причины;
6) цели;
7) сравнения;
8) следствия;
9) уступки;
10) присоединительные

1. Придаточные образа действия и степени

  • характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака, названного в главном предложении;
  • отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.;
  • относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой;
  • присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.
В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др. Например:
Дождь хлынул так, будто наверху опрокинули над землёй огромную лейку. (Б. Полевой)
«Это удивительно, как я умна», - продолжала она. (Л.Н. Толстой)
Начался разговор о ратных подвигах и о том, как не жалели своей жизни партизаны.
Шагайте, да так, чтоб у неба звенело в ухе. (В. Маяковский) В этом предложении значение образа действия взаимодействует со значением цели.

2. Придаточные времени

  • указывают на время совершения действия или проявление признака, о котором говорится в главном предложении;
  • относятся ко всей главной части предложения;
  • отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?;
  • зависят от всего главного предложения;
  • присоединяются к главному предложению подчинительными союзами когда, лишь, только, пока, едва, после того как, прежде чем, перед тем как, как только, покуда, покамест, в то время как, с тех пор как, только что, лишь, до тех пор пока, только лишь; с частицами НЕ пока не, покуда не, покамест не.
Например:
Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. (В. Набоков)
Как только рассвело, мы прибыли на вокзал.
Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. (Ю. Казаков)
С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки. (Л.Н. Толстой)
Так воевал лейтенант Егор Дремов, покуда не случилось с ним несчастье. (А. Н. Толстой)
В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:
Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. (А.П. Чехов)
Я гулял до тех пор, пока не начал чувствовать холод.
Я пришел на перрон тогда, когда прибыл поезд. (С. Маршак)
Если в придаточных времени указательные слова отсутствуют, то по отношению к главной части придаточная часть может находиться в любой позиции.
Существуют два случая, когда положение придаточной части фиксированное:
1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной. Например: Приятели хотели уже повернуть обратно, как вдруг впереди увидели луч фонарика;
2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда — тогда, лишь только — как, когда — то, едва — как и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной. Например: Едва я вошел в комнату, как зазвонил телефон.
Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда. Например:
Есть мгновения, когда не единого звука нельзя вымолвить. (А.Блок) (союз «когда» в значении «какие», придаточное определительное).
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И. Крылов) (союз «когда» в значении «если», придаточное условия)

3. Придаточные места

  • обозначают место действия или указывают на направление движения, названного в главном предложении;
  • отвечают на вопросы где? куда? откуда?;
  • относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
  • присоединяются к обстоятельству места, выраженному местоименными наречиями там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду союзными словами где, куда, откуда. Например:
Он остановился там, где горел костер.
Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.
Придаточные места необходимо отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к глав­ному предложению с помощью союзных слов где, куда, от­куда. Например:
Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти. (Д. Рубина) (какие? при­даточное определительное)
Он спросил, где дорога к озеру. (о чем? придаточное изъяснительное)
Там, где уважают чужое мнение, не бывает ненужных обид. (при каком условии? придаточное условия)

4. Придаточные условия

  • обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении;
  • отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?;
  • относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
  • присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении «если»), как (в значении «если») и др.
Например:
А мне всегда казалось, что я перестал бы понимать Пушкина, если бы допустил, что он нуждается в нашем понимании больше, чем в Наталии Николаевне. (Б. Пастернак)
Хорошо, когда за окнами шумят деревья. («когда» в значении «если»)

5. Придаточные цели

  • обозначают цель действия названного в главном предложении;
  • отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? и др.;
  • относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
  • присоединяются подчинительными целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.
Например:
Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье… (И. Крылов).
Брат пришел для того, чтобы попрощаться.
Она вернулась, чтобы взять зонт.
Казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. (Ильф и Петров)
Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например:
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой. (отвечает на вопрос что?; придаточное изъяснитель­ное).
Время выхода из дома было рассчитано так, чтобы в аэропорт прибыть за 2 часа до регистрации нашего рейса. (отвечает на вопросы каким образом? и с какой целью?; придаточное образа действия с добавочным значением цели).

6. Придаточные причины

  • обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении;
  • отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?;
  • относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому;
  • присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.
Например:
Я был счастлив в ту ночь, потому что утренним катером приезжала она. (Ю. Казаков);
Они вернулись, потому что забыли дома ключ.
Сидеть на берегу стало совсем неуютно, так как с моря дул сильный и холодный ветер.
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
Река потому приняла особенный вид, что вода видна сквозь голые сучья. (С. Аксаков)

7. Придаточные сравнения

  • поясняют содержание главного предложения путем сравнения;
  • отвечают на вопрос подобно чему?;
  • относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.
Например:
Подходила Лыска робко, трусливо изгибаясь, точно ее лапы касались не земли, а раскаленной плиты… (А.П. Чехов)
Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты. Сравните:
Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь. (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения);
Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. (А.С. Пушкин) (сравнительный оборот).
В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть грамматическая основа.
На улице было душно и жарко, как в бане. (сравнительный оборот)
В глубине души маленькая женщина счастлива, как все влюбленные или вообще преданные какой-нибудь страстной мечте люди. (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).
Придаточные сравнения необходимо отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к глав­ному предложению с помощью союзных слов как, будто, к примеру:
Начался разговор о ратных подвигах и о том, как не жалели своей жизни партизаны. (о чем? придаточное изъяснительное)
У меня такое чувство, будто я оказался на другой планете. (какое? придаточное определительное)

8. Придаточные следствия

  • указывают на следствие, вывод или результат, которые вытекают из содержания главного предложения;
  • отвечают на вопросы что из этого следует?;
  • относятся ко всему главному предложению и всегда стоят после него;
  • присоединяются союзами следствия так что, поэтому.
Например:
Я вернулся в родной город, поэтому скоро снова смогу увидеть дорогие мне с детства лица.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Сын пришел, так что можно ужинать.
Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните:
Дорогу размыло дождем, так что проехать было невозможно. (придаточное следствия) и Дорогу размыло дождем так, что смыло даже асфальтовое покрытие. (придаточное образа действия и степени).
В придаточных предложениях следствия значение следствия может взаимодействовать и с другими значениями, например:
У него глаза такие, что запомнить каждый должен. (А. Ахматова). (значение следствия плюс определительное значение)

9. Придаточные уступки

  • обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении;
  • главное предложение сообщает о таких событиях, которые происходят вопреки всяким причинам;
  • отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?;
  • относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пускай, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.
Например:
Оттаявшая земля резко шибала в нос, хоть из оврагов тянуло еще снежным холодом. (Ю. Казаков)
Однако, как ни ярко светила луна, все-таки трудно было безошибочно взять направление. (С. Сергиев-Ценский)
Хотя студент был болен, он пришел на занятие.
Пускай его б уверил я во всем, Борис тот час его бы разуверил. (А.С. Пушкин)
Хоть будешь ты еще любить, но чувствам прежним нет возврата. (М.Ю. Лермонтов)
Хотя было еще рано, но ворота оказались заперты. (В. Короленко) (имеет место препозиция придаточной части)
Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и простое предложение с обособленным обстоятельством уступки. Сравните:
Несмотря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны. (М. Горький) (сложноподчиненное предложение с придаточным уступки). Несмотря на ветер, носившийся над морем, тучи были неподвижны. (простое предложение с обстоятельством уступки).

10. Придаточные присоединительные

  • содержат добавочное сообщение, поясняют то, о чем говорится в главном предложении;
  • относятся ко всему главному предложению;
  • присоединяются союзными словами: что, отчего, почему, зачем и др.;
  • вопрос к придаточным присоединительным не ставится;
  • части сложноподчиненного предложения с придаточным присоединительным могут быть разделены на два отдельных предложения;
  • придаточная часть находится в постпозиции.
Например:
День, казалось, длился бесконечно долго, что бывало с ним в часы отсутствия творческого вдохновения.
Ему надо было успеть на утренний экспресс, зачем он и выехал так рано.
Ее волосы наполовину скрывали лицо, отчего глаза женщины казались еще больше. (Д. Баллард)
Ветерок игриво пробегал по верхушкам сосен и елей, отчего казалось, что лес вздыхает, как большой добрый зверь, устраиваясь на покой. (А. Евгеньев)

 

пятница, 18 марта 2022 г.

 19.03.22

Существует две классификации сложноподчиненных предложений. 

Первая – по значению придаточной части. По данному признаку синтаксические единицы делятся на три большие группы определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Обстоятельственные, в свою очередь, подразделяются еще на десять видов. 

Существует отдельная классификация обстоятельственных сложноподчиненных предложений в зависимости от того, какое значение имеет их придаточная часть. Всего подвидов таких синтаксических единиц – 10.

Определительное:

всегда относится к существительному, располагается после главного предложения или в середине.

Какой?

Союзы и союзные слова: который, кто, что, откуда

В надежде, что дождь закончился, она выглянула на улицу

Изъяснительное:

всегда относится к глаголам со значением речи, мысли или чувства.

Все вопросы косвенных падежей

Союзы и союзные слова: что, как, чтобы, как будто

Все знали, что Вася отличный рыбак

Обстоятельственные:

замещают обстоятельства с разным значением.

Вопросы, которые задаются к обстоятельствам:

где, едва, куда, только, потому что, как, хотя

Он не приехал, потому что заболел.

-------------------------------------------------------------------

Вторая классификация основана на принципе подчинения придаточных предложений. 

Эта классификация делится на три основных типа:  

с последовательным подчинением, 

с параллельным и 

с однородным.

Сложноподчиненные предложения – классификация по типу подчинения

В зависимости от того, как именно осуществляется характер подчинения, существует три вида сложноподчиненных предложений – как и в классификации по значению.

Такая классификация применима только к тем синтаксическим единицам с подчинительной связью, в которых три и больше частей.

Итак, первый тип сложноподчиненного предложения – это предложение с последовательным подчинением, когда главному предложению подчиняется только первое придаточное, второе придаточное подчиняется уже ему, третье (если есть) – второму и так далее.

Например: Все ехали тихо, так как боялись еще больше рассердить отца, который был зол с самого утра.

Второй тип – предложение с параллельным подчинением, когда придаточные предложения относятся к главной части, но к разным словам в ней.

Например: Когда карета приехала к окраине деревни, царь велел кликнуть мужика, который шел в поле.

И третий тип – это предложения с однородным подчинением, когда придаточные предложения относятся ко всей главной части (или к одному и тому же слову в ней) и отвечают на один и тот же вопрос.

Например: Он смотрел, как солнце опускалось за горизонт, как медленно темнело вокруг, как небо светилось алым.


 Тест

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vidy-slozhnopodchinennyh-predlozheniy-tablica-s-primerami.html


 

 18.03.22 ВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТА УКРАИНЦЕВ ВО ФРАНЦИИ 

https://www.youtube.com/channel/UCy6RqTGyNeJ6QxSmWrfscaQ -блогер ЛИОН

Полезные ссылки: 

Директива о временной защите (полный текст на английском): https://eur-lex.europa.eu/legal-conte... 

Жилье для беженцев в Европе: https://icanhelp.host/ 

Похожий сайт по Испании: https://www.cear.es/ 

Центральный пункт приема беженцев в Париже:  

39 rue des cheminots 75018 paris 

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ OFII (Служба иммиграции и интеграции Франции) 

тел: 01 42 500 900 (для назначения встречи в SPADA) 

Бесплатные консультации психологов: https://clever-psy.com/antikrisisnaja...

https://www.youtube.com/watch?v=TxReRyKjAT8


 https://www.youtube.com/watch?v=IknTaXsfW7M

Оформление:



вторник, 15 марта 2022 г.

15.03.22 Упражнения на придаточные изъяснительное. Диктанты. Тесты


https://saharina.ru/tests/test.php?name=test244.xml

 

ДИКТАНТ.

Картина

Грей несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперед. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдевший, с порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом сидя за трактирным столом, воспевал плавание и капитана.

         Были там и еще корабли – пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли – призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.                            

 (По А. Грину)    (166слов)     

 

Немногие из нас бывали в Печорском монастыре подле Пскова, а ведь это одно из чудеснейших мест в России. Удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою мало в России мест, что могут с ним сравниться.

Тому, кто побывал здесь хоть раз, обязательно захочется ещё раз пройти по двору, уставленному причудливыми зданиями красного и белого цвета, захочется ещё раз увидеть закоулок между ризницей и старой звонницей. Смотришь, как длинной вереницей проходят паломники, слушаешь песнопения, доносящиеся из какой-нибудь церкви, и чувствуешь всем сердцем вековую старину. И кажется, что эта красота ещё не раз будет нужна тебе в дальнейшей жизни.

Диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными».


Я увидел на краю неба белое облако, которое принял сначала за отдалённый холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласившись с мнением ямщика, советовал воротиться. Мне показалось, будто ветер не настолько силён. Я велел ехать скорее.

Ветер час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая росла и постепенно облегала небо. Снег повалил хлопьями, ветер завыл, и сделалась сильная метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем и всё исчезло. Теперь было понятно, почему ямщик опасался ехать.

Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. Лошади шли шагом и скоро стали.

 

 

                   

 

 

Что волки жадны, всякий знает. Известно, что слоны в диковинку у нас. А жаль, что не знаком ты с нашим петухом. (И. А. Крылов)

[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).

1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.


2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.


3. Уверен ( ), что он справится с заданием.


4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.


5. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).


6. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь


7. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

 

Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

 

 

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

  2. Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

    1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

    (Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

    Переделать:

  11. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)


  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

  1. Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград.
  2. Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.
  3. Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками.
  4. Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами.
    1. Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили свою работу.
    2. Он пришёл довольный тем (чем довольный?), что получил за сочинение отличную отметку.
    3. Сообщение о том (о чём?), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.
    4. Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)
    5. Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит.
    6. Мне очень хотелось узнать (что узнать?), что лежит в этой коробочке.
    7. Я всё скрывал (что скрывал?), отчего сестрица простудилась.

       

       ТЕСТ

      https://saharina.ru/tests/test.php?name=test244.xml

      1. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      2. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      3. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      6. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      7. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      8. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      9. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

      10. Укажите предложение, в котором нет изъяснительного придаточного.

 

 https://saharina.ru/tests/test.php?name=test245.xml

Тест по русскому языку «Сложноподчинённое предложение. Придаточные изъяснительные» №2 для 9 класса

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

1. Укажите предложение, в котором придаточное не является изъяснительным.

2. Укажите предложение, в котором нет придаточного изъяснительного.

3. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

6. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

7. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

8. Укажите предложение, в котором нет придаточного изъяснительного.

9. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.

10. Укажите предложение, в котором нет изъяснительного придаточного.

 

 

 

 1.11.25      Философия Бехтерева о бессмертии и человеческих вибрациях https://www.youtube.com/watch?v=EZ7YsGOzDmI Вот структурированные те...