15.03.22 Упражнения на придаточные изъяснительное. Диктанты. Тесты
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test244.xml
ДИКТАНТ.
Картина
Грей несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперед. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдевший, с порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом сидя за трактирным столом, воспевал плавание и капитана.
Были там и еще корабли – пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли – призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.
(По А. Грину) (166слов)
Немногие из нас бывали в Печорском монастыре подле Пскова, а ведь это одно из чудеснейших мест в России. Удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою мало в России мест, что могут с ним сравниться.
Тому, кто побывал здесь хоть раз, обязательно захочется ещё раз пройти по двору, уставленному причудливыми зданиями красного и белого цвета, захочется ещё раз увидеть закоулок между ризницей и старой звонницей. Смотришь, как длинной вереницей проходят паломники, слушаешь песнопения, доносящиеся из какой-нибудь церкви, и чувствуешь всем сердцем вековую старину. И кажется, что эта красота ещё не раз будет нужна тебе в дальнейшей жизни.
Диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными».
Я увидел на краю неба белое облако, которое принял сначала за отдалённый холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласившись с мнением ямщика, советовал воротиться. Мне показалось, будто ветер не настолько силён. Я велел ехать скорее.
Ветер час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая росла и постепенно облегала небо. Снег повалил хлопьями, ветер завыл, и сделалась сильная метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем и всё исчезло. Теперь было понятно, почему ямщик опасался ехать.
Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. Лошади шли шагом и скоро стали.
Что волки жадны, всякий знает. Известно, что слоны в диковинку у нас. А жаль, что не знаком ты с нашим петухом. (И. А. Крылов)
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).
6. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь
7. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).
Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)
Переделать:
Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.
(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).
- Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград.
- Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.
- Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками.
- Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами.
- Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили свою работу.
- Он пришёл довольный тем (чем довольный?), что получил за сочинение отличную отметку.
- Сообщение о том (о чём?), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.
- Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)
- Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит.
- Мне очень хотелось узнать (что узнать?), что лежит в этой коробочке.
- Я всё скрывал (что скрывал?), отчего сестрица простудилась.
ТЕСТ
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test244.xml
1. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
2. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
3. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
6. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
7. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
8. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
9. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
10. Укажите предложение, в котором нет изъяснительного придаточного.
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test245.xml
Тест по русскому языку «Сложноподчинённое предложение. Придаточные изъяснительные» №2 для 9 класса
1. Укажите предложение, в котором придаточное не является изъяснительным.
2. Укажите предложение, в котором нет придаточного изъяснительного.
3. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
6. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
7. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
8. Укажите предложение, в котором нет придаточного изъяснительного.
9. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
10. Укажите предложение, в котором нет изъяснительного придаточного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий