пятница, 25 декабря 2020 г.

25.12.20 ЭТОТ ГОД УХОДИТ... Я ПОСТЕПЕННО ПРОЩАЮСЬ С НИМ... ПРОЩАЙ, 2020 ГОД...











25.12.20   Разучивание танца в стиле БАРОККО


https://www.youtube.com/watch?v=0G5pcF6UHLg




http://46.29.163.254/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F


Cамо слово «фолия» впервые встречается у португальского драматурга Жила Винсенте в пьесе на религиозную тему Auto de la Sibilla Cassandra («Акт Сивиллы Кассандры»), написанной на кастильском испанском либо в 1503 году[2], либо в 1513 году[3], и в ней фолия упоминается как «танец, исполняемый пастухами».

Фо́лия (порт. foliaисп. folíaитал. folliaфр. la folie) — остинатная (повторяющаяся) модель, основа различных вариационных форм в старинной западноевропейской музыке. Первые образцы нотированной фолии – в трактате испанского теоретика Салинаса (1577), расцвет популярности вариаций на фолию – в музыке барокко (XVII и первая половина XVIII веков). Вариации на фолию встречаются вплоть до XX века:

 «Вариации на тему Корелли» С. В. Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=vZTSzvcW9q8



«Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова — одно из поздних произведений русского композитора, размышление на излюбленную им тему вечно бегущего и все уничтожающего времени. Вариации написаны в 1931 году за рубежом, посвящены Фрицу Крейслеру.

Сама тема в жанре старинного танца фолии принадлежит даже не столько композитору Арканджело Корелли, сколько вообще эпохе барокко — это своего рода знак безвозвратно ушедшего «золотого века». В подчеркнуто строгом хоральном изложении темы уже заложена роковая неумолимость, а в мелодии звучат интонации знаменитой секвенции Dies irae — символа смерти.

Двадцать вариаций можно сгруппировать в три раздела, которые образуют некоторое подобие сонатного цикла с лирической светлой серединой (14 и 15 вариации) и драматическим бурным финалом (с 16 по 20 вариации), в котором мотив Dies irae отчетливо слышен в имитациях колокольных звучностей.

Рахманинов сам впервые исполнил «Вариации на тему Корелли» и впоследствии множество раз играл это произведение в разных концертах. Будучи гениальным пианистом, он использовал в вариациях практически всю палитру возможностей рояля, соединив виртуозную технику с тонкими жанровыми стилизациями и изысканной колористикой.

Е. Ковалевский

--------------------------------------------------------------------------------------

http://old.hda.org.ru/downloads/39_les%20types%20de%20danse%20baroque.pdf

Музыкальные формы танцев эпохи барокко 

Станислав Пеков Студия старинного танца при ТК МГУ «Золотые Леса» Москва, 2011 читать:

Введение 3 Классификация музыкальных форм 4 Характеристика музыкальных форм 1. Быстрые двудольные ритмы Bourée 5 Rigaudon 5 Gavotte, branle 6 Gaillarde 7 2. Быстрые трехдольные ритмы Menuet 8 Passepied 8 3. Медленные трехдолные ритмы Сourante 9 Sarabande, folies d’Espagne 9 Chaconne 10 Passacaille 10 4. Танцы из ритмической группы сицилиано Gigue 12 Loure 12 Forlane 13 Canarie 13 Saltarelle 13 Sicilienne 14 5. Танцы вне основной ритмической классификации Marche 15 Entrée 15 Hornpipe 15 Allemande 15 6. Харáктерные танцы Musette, pastoralle 16 Tambourine 16 Venitienne 16 Приложения 1. Перечень композиторов, писавших музыку для барочного танца 17 2. Определение темпа музыкальных произведений эпохи барокко 18 Библиография

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Sarabande, folies d’Espagne 

Сарабанда представляет собой испанскую мелодию, предположительно латиноамериканского происхождения. В начале XVII века сарабанда распространилась в Италии и Испании, а в 1640-х годах проникла в придворную музыку Франции. Замедлившись и адаптировавшись под новый французский стиль, сарабанда, затем, завоевала популярность среди композиторов Англии и Германии

Сохранилось 24 нотированных сарабанды. 

Сарабанды пишутся в трехчастном метре, трехдольном размере (3/4), обычно без затакта и исполняются медленно. 

Сарабанда обычно состоит из фраз по 4 такта. Рис. 21. 

Sarabande pour homme, 1670. Рис. 22. 

Sarabande pour un homme, 1690. 

Хореографически сарабанда состоит преимущественно из стандартных14 шагов барокко, исполняемых в 12В так называемых фигурных курантах, отличающихся усложненной хореографией, могут одновременно встречаться такты, разбиваемые как трехдольно, так и двудольно. 

Существует всего 8 нотированных курант, три из которых включены в состав музыкально-хореографической сюиты. Присутствующих в таблицах Фёйе [Feuillet, Raoul-Auger, 1701]. 9 различных вариантах. 

Доминируют различные варианты pas de bourée и coupé, особенно распространены варианты этих шагов à deux movement и pas de bourée vite, присутствует заметно число пируэтов. При этом большая часть шагов исполняется без прыжков. Движения с прыжками практически полностью ограничиваются небольшим набором стандартных шагов, таких как различные виды contretemps, и, реже, sissonne и chassé. Медленный ритм сарабанд способствует богатому украшению танца движениями рук. 

Среди сарабанд особенно выделяется сочиненная Люлли folies d’Espagne, представляющая собой сарабанду с характерным музыкальным рисунком и вариациями в его пределах. 

https://www.youtube.com/watch?v=P1ngcsx1Drs- наш танец.



Музыкальная тема фолии (16 тактов структуры AB1AB2) повторяется последовательно несколько раз с возможными вариациями. Гармонический ряд этой, так называемой поздней фолии, встречается в произведениях многих композиторов XVIII века, а также к нему обращались и композиторы XIX-XX веков. Рис. 23. Folies d'Espagne, 1700

https://www.youtube.com/watch?v=O7WSOxN8rfQ&feature=youtu.be - на анг. языке




https://www.youtube.com/watch?v=bVQtvPeHAak



THE ART OF BAROQUE DANCE is available in two languages: English and French. It explores the creative process of researching, reconstructing, re-creating, and performing a Baroque dance. It offers valuable insights into the artistic creativity involved with dance performances. The public will be able to uncover the secrets of the interpretation of a dance, discover its beauty, better understand the elegance and virtuosity of the French Baroque style. This video, produced in France, reveals the 17th century Baroque dance of the sophisticated era of King Louis XIV. It is considered to be the most perfect form of art, uniting all of the qualities needed to educate one’s body and soul. Created by dancers in Paris, the film is generously layered with a wealth of historic architectural and artistic images.  

The popular dance, Folies d’Espagne, has been chosen to be the articulate example of Baroque creativity.

Each variation, within this dance, has its own temperament, which is inspiration for that choreography.

Thus, the viewer can trace 5 important elements of Baroque dance:

dance notation,

treatment of space,

arm embellishments,

relation to music, and

interpretation of the dancer.

The multi-faceted interpretation offers the viewer valuable insight into the artistic stages which develop a dance performance. The video’s director/choreographer, Natalie Van Parys, has an outstanding French Baroque heritage. Her lifetime of knowledge and experience enable the next generation to appreciate a venerable art from the past. 

"ИСКУССТВО  ТАНЦА БАРОККО" доступно на двух языках: английском и французском.  Оно раскрывает творческий процесс исследования, реконструкции, воссоздания и исполнения танца в стиле барокко.  Оно предлагает ценную информацию о художественном творчестве, связанном с танцевальными представлениями.  Публика сможет раскрыть секреты интерпретации танца, открыть для себя его красоту, лучше понять изящество и виртуозность стиля французского барокко.  Это видео, снятое во Франции, раскрывает танец барокко 17 века сложной эпохи короля Людовика XIV.  

"ИСКУССТВО  ТАНЦА БАРОККО считается наиболее совершенным видом искусства, объединяющим все качества, необходимые для воспитания тела и души.  Этот фильм, созданный танцорами из Парижа, богат историческими архитектурными и художественными образами.

Популярный танец Folies d'Espagne был выбран как яркий пример творчества барокко.

Каждая вариация в этом танце имеет свой темперамент, который является источником вдохновения для этой хореографии.

Таким образом, зритель может проследить 5 важных элементов танца барокко:

танцевальная нотация

обработка пространства,

украшения для рук,

отношение к музыке, и

интерпретация танцора.

Многогранная интерпретация предлагает зрителю ценную информацию о художественных этапах, на которых развивается танцевальное представление.  Режиссер и хореограф видео Натали Ван Парис владеет выдающимся наследием французского барокко.  Ее жизненные знания и опыт позволяют следующему поколению оценить почтенное искусство из прошлого.

 25.12.20 КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ


https://medium.com/smysloteka/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-b2d6f9245a98 СМОТРЕТЬ ДИАГРАММУ




В когнитивных науках под когнити́вными искаже́ниями понимаются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей[1]. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах[2].

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрому принятию решений. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

Разработка и применение методов коррекции когнитивных искажений, вызывающих проблемы эмоционального, личностного, социального характера, является предметом различных направлений психотерапии, в частности когнитивной психотерапии.

Подборка видео:

https://www.youtube.com/watch?v=xilmKJBziJo&list=PLTlunBkXD9guZQlDQuqlKM_fIvkJKJ9Gl&index=1



Искажения, связанные с поведением и принятием решений

Излишнее беспокойство за успех

  • Амплификация — вложение в достижение цели больше усилий, чем необходимо, попытка «убить муху кувалдой». Вариант — чрезмерно детальное планирование в условиях отсутствия в достаточном объёме исходных данных и наличия сильно влияющих на результат неопределённых или случайных факторов.[3]
  • Ускорение — выполнение работы со скоростью большей, чем необходимо или даже допустимо. В крайнем варианте, в прямом и переносном смыслах: бег по минному полю.[3]
  • Опережение — неоправданно раннее начало действий по достижению цели.[3]
  • Уклон в сторону поиска информации — тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия или результат.

Преувеличение вероятности частных случаев[править | править код]

  • Обобщение частных случаев — безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности. Существует множество видов этого когнитивного искажения, классический вариант — теория заговора.
  • Эффект контраста — усиление или преуменьшение значения одного предмета, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает другой, малоизвестный магазин, в котором эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.
  • Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности — недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Переоценка значимости частных случаев[править | править код]

  • Отклонение в сторону результата — тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).
  • Переоценка воздействия — тенденция людей переносить длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
  • Эффект фокусировки — ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

Переоценка своих возможностей[править | править код]

  • Эффект сверхуверенности — тенденция переоценивать свои собственные способности.
  • Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут[4].
  • Предпочтение нулевого риска — предпочтение контролируемой, но потенциально более вредоносной (вследствие более частого её возникновения) ситуации перед обратной по причине переоценки возможности контроля. То есть человек со своей стороны считает, что он полностью избавляется от риска (на самом деле не имея полного контроля), в то время как со стороны статистики это является снижением лишь одного, не самого большого риска до нуля. Например, большинство людей предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля вместо снижения аварийности на дорогах, даже если бы второй эффект давал больше сохранённых жизней[5]. Другой распространённый пример — ятрофобия: многие люди боятся осложнений медицинских вмешательств больше, чем заболеваний и смерти в результате этих заболеваний, возникающих из-за отсутствия лечения (например антивакцинаторство).
  • Эффект Даннинга — Крюгера — люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Переоценка значимости собственного мнения/положения/выбора[править | править код]

Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются:

Другие искажения[править | править код]

  • Противление — проявление ментальной инерции, неверие в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.[3]
  • Эффект авторитета — тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и в большей степени зависеть от этого мнения. См. также эксперимент Милгрэма.
  • Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
  • «Проклятие знания» — затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.
  • Профессиональная деформация — психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
  • Эффект владения — завышение ценности покупки сразу после её приобретения. Его следствие — неприятие потери — отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди, зная пользу от принадлежащей им вещи, больше огорчаются от её потери, чем они радовались бы её находке, до которой они не думали об этой вещи и соответственно не учитывали её пользу.
  • Потребность в завершении и предпочтение целостных предметов — потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок. Стремление к завершённости является одним из фундаментальных свойств гештальта, центрального понятия гештальтпсихологии, проявляющееся, в частности, в эффекте Зейгарник. Другой случай — эффект «меньше — лучше», при котором в отсутствие прямого сравнения предметов предпочтение отдаётся тому, который ближе к своему идеалу, несмотря на то, что его ценность меньше.
  • Регулирование — ловушка непрерывных приказов себе делать что-то, вместо того, чтобы иногда действовать импульсивно, спонтанно, когда это более приемлемо, при поиске чего-то нового, во время отпуска, отдыха.[3]
  • Отклонение в сторону статуса кво — тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
  • Эффект повального увлечения, конформизм — боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям (см., например, эффект победившей стороны[7]).
  • Затягивание (прокрастинация) — систематическое неоправданное откладывание, оттягивание начала неизбежной работы.[3]
  • Недооценка бездействия — предпочтение большего вреда из-за бездействия, чем вреда из-за действия, вследствие непризнания вины в бездействии.
  • Эффект фрейминга — наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Так, изменение вида формулировки вопроса, с семантически идентичным содержанием, может вызывать изменение процента положительных (отрицательных) ответов с 20 % до 80 % и более[8]. Существенную часть формы представления информации может образовывать отбор слов. Для любой формулировки системы цен со скидками, для некоторых категорий покупателей, существует финансово эквивалентное представление цен с наценками, для дополнительных категорий покупателей, однако её использование может привести к значительному падению выручки и потому не применяется.
  • Эффект псевдоуверенности — тенденция принимать решения, направленные на то, чтобы избежать риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода (проявляется как часть эффекта фрейминга).
  • Разделение — попытка выполнять одновременно два и более дела, требующих сознательного внимания, которое принципиально неделимо.[3]
  • Формулирование — беспрерывное проговаривание своих мыслей о том, что кажется истинным.[3]
  • Реверсия — систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом по предотвращению потерь, являющихся результатом произошедших необратимых событий, исправлению неисправимого, изменению необратимого прошлого. Формами реверсии являются вина и стыд.[3]
  • Предвзятость относительно экономии времени (англ. time-saving bias) — человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости.
  • Ошибка планирования — тенденция недооценивать время выполнения задач, стоимость и длительность реализации проектов, особенно новых, сложных, больших, уникальных.[9] Частный случай ошибки планирования нашел выражение в законе Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».
  • Сопротивление — потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора. При сопротивлении индивид часто действует себе во вред.
  • Потребность в противостоянии — попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.
  • Систематическая ошибка согласованности — тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, пренебрегая косвенным или отвергая его.

Социально обусловленные искажения[править | править код]

Большая группа искажений, связанных с поведением и принятием решений. Большинство из них связаны с ошибками атрибуции.

Искажения в собственную пользу[править | править код]

  • Иллюзия конца истории — согласно масштабному исследованию[10] 2013 года, люди любого возраста считают, что их личность сильно изменилась в прошлом, но слабо изменится в будущем.
  • Искажение в оценке гомогенности членов другой группы — люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
  • Искажение в пользу своей группы — тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
  • Искажение в связи с проекцией — тенденция бессознательно полагать, что другие люди разделяют те же, что и субъект, мысли, верования, ценности и позиции.
  • Искажение самовозвеличения — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это может проявляться также как тенденция людей преподносить двусмысленную информацию благоприятным для себя образом (см. также Искажение в пользу своей группы).
  • Искажение при описании черт характера — тенденция людей воспринимать себя как относительно изменчивых в отношении личных качеств, поведения и настроения, одновременно воспринимая других как гораздо более предсказуемых. Например, иллюзия прозрачности — люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других[11].
  • Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект.[12]
  • Эффект Лейк-Уобегон — человеческая тенденция распространять льстивые верования о себе и считать себя выше среднего (см. также хуже-чем-в-среднем эффект и эффект сверхуверенности).
  • Эффект ложного консенсуса — тенденция людей переоценивать ту степень, в которой другие люди соглашаются с ними.[13]
  • Эффект ложной уникальности — недооценка индивидом распространённости среди других способностей и желательного или приносящего успех поведения, характерных для него.
  • Эффект эгоцентричности — он имеет место, когда люди считают себя более ответственными за результат неких коллективных действий, чем это находит внешний наблюдатель.

Другие искажения[править | править код]

  • Феномен «Дверь в лицо» — люди склонны идти на уступку и соглашаться с малопривлекательным предложением в том случае, если оно им предлагается сразу после их отказа от другой более обременительной просьбы.
  • Феномен «Нога в двери» — после выполнения изначально незначительной просьбы люди склонны соглашаться исполнять другие более обременительные требования.
  • Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и, следовательно, люди получают «то, что они заслуживают».[14]
  • Эффект Форера (а также эффект Барнума) — тенденция высоко оценивать точность описаний своей личности, как если бы они были нарочно написаны специально для вас, но которые в действительности являются достаточно общими, чтобы их можно было приложить к очень большому числу людей. Например, гороскопы (обобщённые астрологические характеристики и прогнозы).[15]
  • Эффект ореола — имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека «перетекают», с точки зрения воспринимающего, из одной области личности воспринимаемого человека в другую (см. также стереотип физической привлекательности).[16]
  • Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. Причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения, наряду с эффектом ореола и другими.[17]
  • Искажение в связи с формулировкой закона — эта форма культурного искажения связана с тем, что запись некого закона в виде математической формулы создаёт иллюзию его реального существования.
  • Эффект опознаваемой жертвы — тенденция оказывать более щедрую помощь отдельному индивиду (жертве), чьи затруднительные жизненные обстоятельства можно наблюдать напрямую, нежели неопределённой группе лиц с аналогичными проблемами.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами[править | править код]

Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.

Общие ошибки вследствие непонимания сущности случайностей[править | править код]

Переоценка вероятности состояния, в котором в данный момент находится человек[править | править код]

  • Ошибка выжившего — склонность недооценивать недоступные прямому наблюдению данные по группе «погибших».
  • Эвристика доступности — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.
  • Ошибка полноты распределения — тенденция верить, что чем ближе среднее значение оказалось к заданному, тем у́же распределение набора данных.
  • Стереотипизация — ожидание от члена группы определённых характеристик без знания какой-либо дополнительной информации о его индивидуальности.
  • Ошибка базового процента — игнорирование или недостаточное использование основной априорной информации под влиянием специфики рассматриваемого случая[18].
  • Эффект недавнего (аберрация близости) — тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.

Другие искажения[править | править код]

  • Искажение уже определённого места (placement bias) — тенденция запоминать себя самого как показавшего лучшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «выше среднего»; также и тенденция запоминать себя самого как показавшего худшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «ниже среднего».
  • Искажение, связанное с селекцией — искажение в экспериментальных данных, которое связано с тем, каким образом данные были собраны.
  • Каскад доступной информации — самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторяйте нечто достаточно долго, и это станет правдой»).
  • Отклонение в сторону позитивного исхода — тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.
  • Отклонение, связанное с вниманием — пренебрежение релевантной информацией при суждении о корреляции или ассоциации.
  • Ошибочность, связанная с играми — анализ проблем, связанных с выпадением шансов, с помощью узкого набора игр.
  • Функциональная закреплённость — использование предмета в каком-то одном качестве препятствует последующему использованию его в ином качестве в этой же текущей ситуации.
  • Хоторнский эффект — феномен, состоящий в том, что люди, наблюдаемые в ходе исследования, временно изменяют своё поведение или производительность. Пример: повышение производительности труда на заводе, когда приезжает комиссия по исследованию производительности труда на этом заводе.
  • Эффект знания задним числом — иногда называется «Я так и знал» — склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.
  • Эффект неоднозначности — избегание вариантов действий, в которых отсутствующая информация делает вероятность «неизвестной».
  • Иллюзорная корреляция — феномен восприятия преувеличенно тесной связи между переменными, которая в реальности или не существует, или значительно меньше, чем предполагается.
  • Эффект привязки — особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.

Искажения, связанные с ошибками памяти[править | править код]

  • Эффект телескопа — этот эффект состоит в том, что недавние события кажутся более отдалёнными, а более дальние события — более близкими во времени.
  • Криптомнезия — форма неправильного установления авторства, когда воспоминание ошибочно принимается за результат воображения. Например, человеку может казаться, что он сам сочинил анекдот, в то время как в действительности он его уже слышал и просто вспомнил.[19]
  • Эгоцентрическое искажение — воспоминание прошлого в самовозвеличивающей манере, например, воспоминание экзаменационных оценок лучшими, чем они были, а пойманной рыбы — большей, чем она была.
  • Ложная память — нарушения памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях.[20]
  • Детская амнезия — очень слабая способность взрослых людей воспроизводить воспоминания периода жизни до 2—4 лет[21], может быть объяснена незрелостью мозговых структур — таких как гиппокамп и амигдалы, — отвечающих за кодирование и сохранение воспоминаний и достаточно развивающихся обыкновенно к двум годам[22][23].
  • Кажущееся постоянство — неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение.
  • Семантическое когнитивное искажение — суть которого заключается в тенденции полагать, что знаешь значение слова, хотя на самом деле знаешь лишь область его применения и употребления.
  • Эффект дезинформации — происходит, когда воспроизведение эпизодических воспоминаний становится менее точным из-за полученной post factum информации[24]. Является классическим примером ретроактивной интерференции, происходящей, когда информация, полученная позже, интерферирует со способностью сохранять ранее закодированную информацию[25].
  • Эффект уровня обработки — описывает вызов и воспроизведение воспоминаний о каком-либо стимуле как функцию глубины ментальной обработки: более глубокий анализ порождает более надежный и детальный и дольше существующий след в памяти, чем поверхностный анализ[26]. Например, информация запоминается лучше, если она сгенерирована самим индивидом, а не прочитана или получена каким-либо другим способом извне.[27]
  • Эффект самореференции — явление, при котором воспоминания, закодированные с отношением к себе, лучше вспоминаются, чем аналогичная информация безотносительно к себе.

См. также[править | править код]

 1.11.25      Философия Бехтерева о бессмертии и человеческих вибрациях https://www.youtube.com/watch?v=EZ7YsGOzDmI Вот структурированные те...