Символы
Линии
 | Но́тный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда. Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой.
|
 | Доба́вочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты выходит за линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Причём, нота "до" первой октавы может писаться как на добавочной линии, так и без неё. Данные линии называются в зависимости от порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).
|
 | Та́ктовая черта́
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
|
 | Двойна́я та́ктовая черта́
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
|
 | Коне́чная та́ктовая черта́
Обозначает конец произведения. |
|
|
| |
 | Аккола́да
Аналогично скобке, но объединяет нотные станы, играемые двумя руками |
Ключи
Ключ определяет диапазон высот, или
тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.
 | Ключ «соль»- СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. |
 | Ключ «фа»- БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым. |
|
|
.
Длительности
Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.
| | |
 | Целая
4-ре счета длительности звучания |  |
 | Половинная
2 счета длительности звучания |  |
 | Четвертная
Один счет длительности звучания |  |
 | Восьмая
На один счет - звучат 2 звука |  |
 | Шестнадцатая
На один счет звучат 4 звука |  |
 | Тридцать вторая
На один счет звучат 8 звуков |  |
| | |
 |
восьмые ноты сгруппированные в единую группку под верхней линией... или под нижней линией |
 | Точка
Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, |
|
|
 | Трио́ль
На один счет звучат 3 звука. В практике тренировка идет на слово КУРОЧКА |
Альтерация
Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.
 | Бека́р (знак отказа)
Отменяет действие любого другого символа альтерации. |
 | Бемо́ль
Понижает высоту ноты на один полутон. |
|
|
 | Дие́з
Повышает высоту ноты на один полутон. |
|
|
 | Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. |
 | Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. |
Метр
Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:
 | Произвольный размер
Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте). |
 | Четыре четверти
Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4. |
|
|
 | Темп метронома
Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот). |
Объединение нот
 | Ли́га, удлиняющая один и тот же звук
Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта. |
 | Ли́га фразировочная
Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты. |
 | Лега́то
Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги. |
 | Глисса́ндо
Плавный переход от одной ноты к другой. |
| |
 | Акко́рд, или созвучие
Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом. |
 | Арпе́джио (Арпеджиа́то)
Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется. |
Динамика
Обозначения силы звука задают относительную
громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
 | Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо]
Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»). |
 | Pianissimo [Пиани́ссимо]
Очень тихо. |
 | Piano [Пиа́но]
Тихо. |
 | Mezzo-piano [Меццо-пиа́но]
Умеренно тихо. |
 | Mezzo-forte [Меццо-фо́рте]
Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию. |
 | Forte [Фо́рте]
Громко. |
 | Fortissimo [Форти́ссимо]
Очень громко. |
 | Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо]
Почти максимально громко, в некоторых произведениях встречается фортиссимо-фортиссимо. |
 | Sforzando [Сфорца́ндо]
Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)[3]. |
 | Crescendo или cresc. [Креще́ндо]
Постепенное увеличение силы звука. |
 | Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо])
Постепенное уменьшение силы звука. |
 | Fortepiano [Фортепиа́но]
Внезапный переход от форте к пиано. |
 | Pianoforte [Пиа́нофорте]
Внезапный переход от пиано к форте. |
| |
Артикуляция
Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.
 | Стакка́то
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину). |
|
|
 | Акце́нт
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагается один знак, у сильной ноты — два, один под другим. |
|
|
 | Тену́то
Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). |
 | Ферма́та
Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто |
Мелизмы
Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.
|
|
 | Трель
Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты. |
 | Мордент
Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине. |
 | Группетто
Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний. |
 | Форшлаг (долгий форшлаг)
Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты. |
 | Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)
Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты. |
Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.
 | Выше на октаву (итал. ottava alta)
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано. |
|
|
Повторения и окончания
 | Реприза (знаки повторения части произведения)
Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно. |
 | Вольта (используется совместно с репризой)
Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.
При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие
Эти обозначения применяются для записи произведений для
фортепиано:
 | Нажать педаль
Предписывает пианисту нажать правую педаль. |
 | Снять педаль
Предписывает пианисту снять правую педаль. |
 | Произвольная педаль
Более точное управление правой педалью. Нижнее положение линии означает нажатое состояние педали, верхнее — снятое. |