4.07.20 ФОРТЕПИАНО. УРОК 3
1. Знакомство с теорией по уроку: музыкальные символы, К.Черни и Ш. Анон: понятие "этюд"и упражнения для развития пальцевой техники.
2. Проверка домашнего задания
3. Разбор новых пьес
4. Знакомство с тональностями: БЕМОЛЬ и ДИЕЗ -черные клавиши. ТОН и ПОЛ ТОНА
Гаммы ДО-МАЖОР и ДО-МИНОР:
5+3 - левая рука; 3+5 - правая рука
------------------------------------------------------------------
КАРЛ ЧЕРНИ
История.

Карл Че́рни (нем. Carl Czerny, 21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
--------------------------------------------------------

Шарль Луи Анон
Charles-Louis Hanon
1. Знакомство с теорией по уроку: музыкальные символы, К.Черни и Ш. Анон: понятие "этюд"и упражнения для развития пальцевой техники.
2. Проверка домашнего задания
3. Разбор новых пьес
4. Знакомство с тональностями: БЕМОЛЬ и ДИЕЗ -черные клавиши. ТОН и ПОЛ ТОНА
Гаммы ДО-МАЖОР и ДО-МИНОР:
5+3 - левая рука; 3+5 - правая рука
------------------------------------------------------------------
КАРЛ ЧЕРНИ
История.
| Основная информация | |
|---|---|
| Дата рождения | 21 февраля 1791 |
| Место рождения | Вена |
| Дата смерти | 15 июля 1857 (66 лет) |
| Место смерти | Вена |
| Похоронен | |
| Страна | |
| Профессии | |
| Инструменты | фортепиано |
| Жанры | классическая музыка |
Карл Че́рни (нем. Carl Czerny, 21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800—1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году композитор утверждает в нём, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»[1]. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
До 1815 года вёл концертную деятельность: ему Людвиг ван Бетховен доверил исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Однако в 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции. Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак, А. Бельвиль-Ури, Альфред Яель и многие другие. В изданной прижизненной биографии Листа, написанной Линой Раманн, значение Черни как его наставника принижается, однако в личном экземпляре этой книги Лист подчеркивал красным карандашом подобные суждения о своем учителе и делал на полях пометки, отмечающие его положительное влияние: «Не совсем правильно!», «Черни прекрасно занимался со мной» и др[2].
Венгерский композитор посвятил ему «Двадцать четыре этюда для фортепиано» (наряду с Ф. Шопеном, 1838) и «Этюды трансцендентного мастерства. Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы» (1851)[3].
Венгерский композитор посвятил ему «Двадцать четыре этюда для фортепиано» (наряду с Ф. Шопеном, 1838) и «Этюды трансцендентного мастерства. Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы» (1851)[3].
И. Ф. Стравинский в интервью 1926 года говорил, что «глубоко восхищается» Черни: «Он обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день». Стравинский отмечал также в своей книге «Хроника моей жизни»: «Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта»[4].
--------------------------------------------------------
СЛУШАТЬ И ВИДЕТЬ НОТЫ:


Черни под ред Гермера
50 этюдов, 1-я часть:

--------------------------------------------------------------------------------------------------
Шарль Луи Анон
Charles-Louis Hanon

| Основная информация | |
|---|---|
| Дата рождения | 2 июля 1819[1] |
| Место рождения | |
| Дата смерти | 19 марта 1900[1] (80 лет) |
| Место смерти | |
| Страна | |
| Профессии | композитор, пианист, музыкальный педагог, теоретик музыки |
| Инструменты | фортепиано |
Известен, прежде всего, своими методическими пособиями, из которых наиболее знаменитое — «Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья» (фр. Le pianiste virtuose en 60 exercices, calculés pour acquérir l'agilité, l'indépendance, la force et la plus parfaite égalité des doigts ainsi que la souplesse des poignets; 1873).
Методика занятий
Ш. Л. Ганон в предисловии к своему сборнику предложил играть описанные упражнения с метрономом,
начав со скорости 60 четвертей в минуту и постепенно доводя скорость до 108 четвертей в минуту. Первые два упражнения должны играться парой без остановки, последующие по три без остановки. Ганон предлагал ученикам осваивать упражнения последовательно, не переходя к следующему, пока вполне не освоены предыдущие, и играя все освоенные упражнения не реже одного раза каждый день. Ганон отмечал, что при игре очень важно высоко поднимать пальцы, играть каждую ноту очень «отдельно» и точно соблюдать синхронность обеих рук.
Почти все упражнения записаны в тональности до мажор. Перевод и игра в других тональностях остаются на усмотрение учащегося.
Музыкальные педагоги, использующие в своей работе сборник Ганона, также отмечают, что очень важно обращать внимание на качество звука при игре. Как только упражнения уверенно освоены, в них следует начать добавлять акценты и интонации, переходя от чисто механического исполнения к более выразительному. Полезно также добавлять движения кистью, что больше приблизит исполнение упражнений к реальным произведениям.[1]
Этот сборник упражнений представлял собой третью часть четырёхтомного учебного пособия: первая часть обучала начинающего пианиста азам техники и нотации, вторая включала обработанные для дидактических целей пьесы и фрагменты из фортепианных сочинений прошлого, а заключительная часть состояла из фортепианных пьес самого Анона, по поводу которых Ф. Ружье в новейшем издании Музыкального словаря Гроува замечает, что «незначительность их музыкального содержания сопоставима с пустотой их названий»[3]. В 1878 г. весь труд Анона был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и принят в качестве учебного пособия Парижской консерваторией, о чём свидетельствует опубликованное в переиздании этого года письмо ведущих преподавателей консерватории — Антуана Мармонтеля, Жоржа Матиа и Феликса Ле Куппе. В последующие годы сборник получил очень широкую мировую известность и приобрёл популярность среди музыкантов и музыкальных педагогов по всему миру.
Другая значительная педагогическая работа Анона, получившая не меньшую известность при его жизни, — «Новая практическая и популярная система обучения аккомпанементу к церковному пению» (фр. Système Nouveau pratique et populaire pour apprendre à accompagner tout Plain-Chant…; 1859). Востребованность этого пособия, предназначенного для того, чтобы обучить прихожан без музыкального образования несложному аккомпанементу на фисгармонии, была весьма велика, и в 1867 году Анон удостоился за него благодарственного письма от Папы Пия IX.

Эта знаменитая школа рассчитана на тех, кто желает в кратчайшие сроки овладеть фортепианной техникой. Будучи, в отличие от Школы Черни более технической и менее музыкально-выразительной, ганоновская методика сыскала, тем не менее, славу именно самой скоростной техники подвижности пальцев. Автор предлагает в предисловии к изданию комментарии, где объясняет, в каком порядке, как долго и в каких сочетаниях необходимо заниматься его этюдами, чтобы добиться успеха в кротчайшие сроки. И это не преувеличение: эффективность Школы Шарля Ганона (1819–1900)доказана временем и многократными переизданиями «Пианиста-виртуоза» во всех европейских странах и в США.
Школа предназначена для тех, кто начинает овладевать инструментом и сопровождает путь пианиста вплоть до того момента, когда он достигнет высот виртуозности. Даже самые блестящие мастера не перестают играть этих этюдов, помогающих не только овладеть виртуозным пианизмом, но и не терять форму в течение всей карьеры.


Комментариев нет:
Отправить комментарий