Я НАДЕЮСЬ, ЧТО НАЙДУ ВСЕ СИЛЫ,
ЧТОБЫ ЖИТЬ БЕЗ СТРАХА И БЕЗ СБОЯ.
Я НЕ СДАМ ПОЗИЦИЙ ДО МОГИЛЫ:
ВЕДЬ ДЕРЕВЬЯ УМИРАЮТ СТОЯ. И если зло появляется в моей жизни, я говорю: “Это факт не моей, а их биографии, ко мне это не имеет никакого отношения. Зло меня не касается».
Как и обещали, мы создали для вас видеоролик "Боди-балет в партере". Здесь собран комплекс упражнений для разогрева мышц всего тела на полу, необходимых перед началом интенсивной тренировки у станка.
Изучение принято начинать с позы croisee вперед и назад, затем effacee и ecartee вперед и назад. После этого переходят к четырем arabesques.
Педагог: Г.А.Антоненко
В уроке рассмотрены позы классического танца и методика их выполнения:
1. Croisee [круазе]
2. Efface [эфасэ]
3. Ecartee [экартэ]
4. Аrabesque [арабеск] - 1,2,3 и 4
Croisee
VI. Позы классического танца
С позами классического танца учащиеся знакомятся уже в первом классе. Сначала изучают каждую позу отдельно, на полу, без поднимания ноги. Дальнейшее изучение идет с подниманием ноги на 900.*
* (Позы могут исполняться и на 45° (например, battements fondus в позе). В этих случаях одна рука обычно раскрывается на II позицию, другая - на I полупозицию.)
Изучение принято начинать с позы croisee вперед и назад, затем effacee и ecartee вперед и назад. После этого переходят к четырем arabesques.
Первоначальное изучение идет в медленном темпе. Музыкальный размер 2/4, 4/4 и 3/4.
Croisee
Поза croisee вперед. Как и в понятии croise, в позах croisee подчеркивается положение фигуры со скрещенными линиями (поворот головы как бы перекрещивает направление поворота корпуса, ноги тоже скрещены).
Встать в V позицию epaulement croise, правая нога и правое плечо впереди, голова повернута направо, руки в подготовительном положении.
Размер 4/4. На первую четверть первого такта руки поднять в I позицию, голову склонить к левому плечу, взгляд направить на кисти рук. На вторую четверть положение сохраняется. На третью четверть правую ногу, не отрывая от пола, отвести вперед на вытянутый носок (носок работающей ноги против пятки опорной), левую руку поднять в III позицию, правую отвести на II, голову повернуть направо, взгляд следует за кистью правой руки, корпус слегка отклонить назад. Это и будет поза croisee вперед. На четвертую четверть положение сохраняется.
На первую четверть второго такта левая рука опускается на II позицию, правая остается на II, корпус по-прежнему отклонен назад, правая нога на вытянутом носке. На вторую четверть положение сохраняется. На третью - руки опускаются в подготовительное положение, правая нога закрывается в V позицию вперед, корпус выпрямляется. На четвертую четверть сохраняется заключительное положение.
Затем позы исполняются на один такт 4/4 (каждое положение соответствует одной четверти); в размере 2/4 поза распределяется на два такта; на 3/4 (вальсовая форма) каждое положение соответствует одному такту.
Поза croisee назад. Исходное положение такое же, как и для позы croisee вперед. Из V позиции левая нога отводится назад на вытянутый носок, левая рука через I позицию поднимается в III позицию, правая на II, голова поворачивается направо, центр тяжести прямого и подтянутого корпуса передается на опорную ногу.
Движения головы и рук как для позы croisee вперед.
Effacee
Поза effacee вперед. В позе effacee, как и в понятии efface, подчеркивается развернутое положение фигуры.
Встать в V позицию epaulement efface, правая нога и левое плечо впереди, руки в подготовительном положении, голова повернута налево. Правую ногу, не отделяя от пола, отвести вперед на вытянутый носок, левую руку через I позицию поднять в III, правую - на II. В момент, когда руки находятся на I позиции, голову повернуть прямо перед собой, взгляд направить на кисти; при открывании рук (левой в III позицию, правой на II) корпус слегка отклонить назад, голову повернуть налево, взгляд направить несколько выше локтя левой руки.
Поза effacee назад. Исходное положение такое же, как и для позы effacee вперед. Из V позиции левую ногу отвести назад на вытянутый носок скользящим движением по полу, левую руку через I позицию поднять в III, правую - на И. В момент, когда руки находятся на I позиции, голова повернута прямо, при открывании рук в III и II позиции - голову повернуть налево, взгляд направить немного выше локтя левой руки, центр тяжести корпуса слегка передать вперед на опорную ногу.
Изучение следующих поз также происходит сначала на полу, затем с ногой на высоте на 90°. Распределение поз на музыкальные доли такое же, как в позах croisee и effacee.
Основные большие позы
Croisee
Поза croisee вперед. Встать в V позицию epaulement croise, правая нога и правое плечо впереди, голова повернута направо, руки в подготовительном положении.
Размер 4/4. На первую и вторую четверти первого такта из V позиции правая нога, сгибаясь, подтягивается носком до колена опорной, руки поднимаются в I позицию, голова слегка склоняется налево, взгляд направлен на кисти. На третью и четвертую четверти нога вытягивается на croise вперед на 900,* левая рука поднимается в III позицию, правая отводится на II, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки, корпус слегка отклоняется назад. На первую и вторую четверти второго такта поза croisee сохраняется. На третью четверть левая рука опускается на II позицию, нога остается поднятой на высоту 90°. На четвертую четверть руки одновременно опускаются в подготовительное положение, работающая нога - в V позицию, голова направо, корпус выпрямляется. Отсюда поза повторяется.
* (Поднимание ноги на 90° в начале изучения поз делается посредством releve, позднее developpe.)
На следующем этапе обучения позы делают на один такт 4/4 (каждое положение соответствует одной четверти).
Поза croisee назад. Исходное положение, как для предыдущей позы. Из V позиции левую ногу вынуть назад на 90°, левую руку через I позицию поднять в III, правую - на II. В момент поднимания рук в I позицию голова слегка склоняется налево, взгляд направлен на кисти. Во время поднимания левой руки в III позицию и отведения правой на II позицию голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки, корпус слегка наклоняется вперед.
Заканчивая позу в исходное положение, левую руку опустить на II позицию, корпус и правую руку оставить в предыдущем положении. Затем одновременно опустить руки в подготовительное положение, ногу поставить в V позицию, корпус выпрямить. Голова по-прежнему повернута направо.
Поза attitude croisee. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Из V позиции левая нога подтягивается носком под колено опорной ноги, затем в согнутом положении, чуть разгибаясь, поднимается на 90° на croise назад, образуя в конечной точке тупой угол (развернутое бедро следует отводить назад как можно дальше, не опуская колена).
Правильным считается положение, когда носок находится на одной горизонтали с коленом.
Одновременно с подниманием ноги левая рука через I позицию поднимается в III, правая - на II. Голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки, корпус с ровными плечами слегка наклоняется вперед, поясница втянута.
Effacee
Поза effacee вперед. Встать в V позицию epaulement efface, правая нога и левое плечо впереди, руки в подготовительном положении, голова повернута налево.
Правая нога вынимается вперед на 90°, левая рука через I позицию раскрывается в III позицию, правая на II. В момент поднимания рук в I позицию голова поворачивается прямо, взгляд направлен на кисти. Во время раскрывания рук голова поворачивается налево, взгляд направляется немного выше локтя левой руки, корпус слегка отклоняется назад.
Заканчивая позу в исходное положение, левую руку раскрыть на II позицию, взгляд сопровождает кисть опускаемой руки, корпус и правая рука находятся в предыдущем положении. Затем одновременно руки опускаются в подготовительное положение, а нога в V позицию, голова остается повернутой налево, корпус выпрямляется.
Поза effacee назад. Исходное положение, как и для предыдущей позы. Из V позиции левую ногу вынуть назад на 90°, левую руку через I позицию поднять в III позицию, правую - на И. В момент поднимания рук в I позицию голову повернуть прямо, взгляд направить на кисти. Во время открывания рук голову повернуть налево, взгляд направить немного выше локтя левой руки, корпус со втянутой поясницей слегка наклонить вперед.
Заканчивая позу в исходное положение, раскрыть левую руку на II позицию, взгляд должен сопровождать кисть опускаемой руки, корпус и правая рука находятся в прежнем положении. Затем одновременно руки опустить в подготовительное положение, ногу в V позицию, голову оставить повернутой налево, корпус выпрямить.
Поза attitude effacee. Из V позиции левая нога подтягивается носком под колено опорной и в согнутом положении, чуть разгибаясь, поднимается на 90° на efface назад, образуя в конечной точке более тупой угол, чем в attitude croisee; бедро работающей ноги оттянуто назад, носок и колено находятся на одной горизонтали. Одновременно левая рука через I позицию поднимается в III, правая - на II, голова поворачивается прямо, взгляд направлен на кисти. Во время отрывания рук голова поворачивается налево, взгляд направляется несколько выше локтя левой руки, корпус со втянутой поясницей и ровными плечами слегка наклоняется вперед.
Заканчивая позу, левую руку опустить на II позицию, голова налево, взгляд переводится на кисть опускаемой руки, работающая нога вытягивается назад на 90° в направлении efface. Затем руки опускаются в подготовительное положение, нога в V позицию, голова повернута налево, корпус выпрямляется.
Ecartee
Поза ecartee вперед. Встать в V позицию epaulement croise, правая нога и правое плечо впереди, голова повернута направо, руки в подготовительном положении. Фигура расположена как бы по диагонали к зрителю.
Правую ногу вынуть в сторону на 90° в точку 2 плана класса, одновременно правую руку через I позицию поднять в III позицию, левую на II. В момент поднимания рук в I позицию голову слегка склонить налево, взгляд направить на кисти. Во время открывания рук голову повернуть направо, взгляд направить выше локтя правой руки, корпус отклонить в сторону от поднятой ноги, сохраняя развернутое по диагонали положение фигуры (исходное положение epaulement croise усиливается).
В результате отклонения корпуса плечи принимают наклонное положение (правое плечо выше левого), но опущены и независимо от наклона находятся на одном уровне. Левая рука в соответствии с наклоном корпуса опущена, но сохраняет II позицию, правая на III позиции (впереди головы).
В позе ecartee опорную ногу следует держать выворотно, бедро работающей ноги предельно развернуто, подтянуто к боку. Заканчивая позу в исходное положение, следует правую руку опустить на II позицию и одновременно с левой рукой, оставшейся на II, повернуть кисти ладонями вниз. Руки образуют одну прямую линию, корпус остается отклоненным. Во время опускания правой руки взгляд переводится на кисть и следует за ее движением до II позиции. Затем одновременно руки опускаются в подготовительное положение, нога в V позицию вперед, корпус выпрямляется, голова повернута направо.
Поза ecartee назад. Исходное положение - V позиция, правая нога впереди. Правая нога вынимается в сторону на 90° в точку 4 плана класса; правая рука - в III позиции, левая на II. В момент вынимания ноги и открывания рук вся фигура поворачивается по диагонали из точки 8 в точку 4.
В позе ecartee назад то же, что и в позе ecartee вперед, отклонение корпуса, положение рук и плеч; разница заключается в небольшом перегибе корпуса назад, голова повернута в сторону руки, находящейся на II позиции, взгляд направлен на кисть.
При возвращении в исходное положение, в момент опускания правой руки из III позиции на II голова повернута налево. Затем одновременно руки опускаются в подготовительное положение, нога в V позицию назад, корпус выпрямляется.
Arabesques
I Arabesque. Встать к зрителю левым плечом (фигура повернута в профиль), ноги поставить в невыворотную V позицию,* правая нога впереди, голова повернута налево, руки в подготовительном положении. Левая нога вынимается назад на 90°, одновременно руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен на кисти. Затем правая рука вытягивается вперед так, чтобы кисть была против правого плеча и на его уровне, левая отводится в сторону и тоже вытягивается (кисть против левого плеча и на его уровне); ладони постепенно поворачиваются вниз, пальцы вытягиваются. Корпус слегка наклоняется вперед, спина и бедро работающей ноги подтянуты.
* (В I и во II arabesque для опорной ноги достаточно полувыворотного положения.)
При изучении I arabesque следует обратить внимание на положение корпуса и плеч, которые должны быть ровными. Ни в коем случае нельзя допускать разворота корпуса к зрителю и отведения левого плеча назад: поза получится растянутой, спина утратит выгиб, собранность и красоту линии. Нельзя также наклонять корпус вперед и отклонять его в сторону.
II Arabesque. Исходное положение, как и в I arabesque. Из V позиции левая нога вынимается назад на 90°, руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо. Затем левая рука вытягивается вперед по правилам arabesque, правая через II позицию отводится назад и продолжает линию плеч, ладони поворачиваются вниз, голова налево, корпус слегка наклоняется вперед. Спина закреплена в пояснице, бедро работающей ноги подтянуто.
III Arabesque. Встать в V позицию epaulement croise, правая нога и правое плечо впереди, голова повернута направо, руки в подготовительном положении.
Левая нога вынимается на croise назад на 90°, одновременно руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо. Затем левая рука вытягивается вперед (кисть против плеча и на его уровне), взгляд направлен на кончики пальцев. Правая рука вытягивается и отводится в сторону, ладони поворачиваются вниз, пальцы вытягиваются, корпус слегка наклоняется вперед (но не в сторону). Спина закреплена в пояснице, бедро работающей ноги подтянуто.
IV Arabesque. Подготовительное положение, как и в предыдущей позе. Из V позиции левая нога вынимается на croise назад на 90°; одновременно руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо. Затем правая рука вытягивается вперед, левая через II позицию отводится вместе с плечом назад, корпус сильно разворачивается спиной к зрителю (больше, чем во II arabesque). В завершении поворота корпуса сильно подтягивается левое бедро и бок. Руки на одной прямой с плечами, ладони повернуты вниз, пальцы вытянуты. Голова поворачивается направо и слегка отклоняется назад в соответствии с поворотом плеч и корпуса. Взгляд направлен к зрителю.
В IV arabesque корпус не наклоняется вперед, держится высоко, плечи остаются ровными.*
* (В IV arabesque линия рук смягчена, локти слегка опущены.)
Развернутое бедро работающей ноги сильно подтягивается к боку.
Общие замечания. Все позы заканчиваются возвращением в исходное положение. Руки опускаются в подготовительное положение (при возвращении в подготовительное положение из поз arabesques руки сохраняют линию, принятую для arabesques, и закругляются только внизу).
Основой для всех поз является правильная постановка рук, корпуса, головы. Особенно серьезное внимание следует обращать на подтянутость поясницы и бедра работающей ноги. Чаще всего нарушения формы наблюдаются в I и IV arabesques, поэтому изучать их надо наиболее тщательно.
Соблюдение правильной формы в позах важно не только для самих поз, но и для успешного исполнения туров и прыжков в больших позах.
Указанные положения рук, корпуса и головы в позах являются основными. При первоначальном изучении следует строго придерживаться этих положений. В дальнейшем возможны комбинации положения рук и головы при постоянном, присущем данной позе, положении корпуса,* которое является определяющим, так как от него зависят положения рук и головы.
ВРАЩЕНИЯ В БАЛЕТЕ:
ТУР ПИКЕ
ДЕГАЖЕ
ПЕРЕПАСЬЁН
АНТИДАН
ПЕРЕШЕЛ НА БАЛАНС...(ногу поставил и другая тут же скатывается по ней в точку первой ноги)
Для тех, у кого мало времени:
0:36 что легче для начинающих
1:31 о вращении "от природы"
2:00 лучшее упражнение для тур пике
5:11 самое важное в тур пике
5:47 о руках
8:07 "сход"
9:20 двойное тур пике
10:06 дегаже
11:25 о современных тенденциях в балете
14:19 чем сложнее дегаже --------------------------------------------------------------------------------------------------
Рассмотрим подробнее основные балетные позы.
1. A la seconde – в этой позе нога вытянута в сторону на уровне 90 градусов, эта отметка может быть и выше.
2. Attitude – в ней опорная нога располагается на всей ступне либо на пальчиках, рабочая же нога вытянута назад на 30, 90 или даже 120 градусов вверх, коленка при этом согнута, а корпус прогнут назад.
3. Croise – такая поза применяется как на полу, так и в воздухе, в прыжке. Ноги при этом скрещены и одна из них перекрывает другую. Она может находиться на поверхности, быть поднятой до 90 градусов, колено при этом также может быть прямым или согнутым.
4. Efface – в этой позе танцор лицом обращен к зрителю и стоит строго вертикально, никаких скрещенных линий при этом нет.
5. Ecarte – в этом варианте меняется расположение всех частей тела. Сам корпус при этом развернут по диагонали, нога вытянута влево или вправо, а тело отклонено от поднятой ноги. Рука, которая ей соответствует поднята над головой, вторая же вытянута немного в сторону.
6. Epaulement – при таком положении, тело повернуто вполоборота к залу, голова направлена на плечо, оно, в свою очередь, немного направлено вперед. Такая поза является основной и часто используется для образования других поз и движений.
7. Arabesque – в этом положении работающую ногу поднимают назад, а колено вытягивают, при этом положение рук разное, вытянуто в разные стороны либо вперед. От этого зависит тип позы, всего их четыре.
Благодаря этому небольшому словарю, вы будете знать, в какой именно позе на несколько секунд застыла исполнительница на сцене, чтобы вновь продолжить кружиться в танце, под звуки вечной классики. ------------------------------------------------------------------------------------------
Программа обучения по классическому танцу
Обучение классическому танцу происходит по принципу от простого к сложному и основано на системном подходе.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ: 1 ГОД
Задачи 1 года обучения:
постановка корпуса, ног, рук, головы, поз классического танца,
техники полуповоротов, поворотов на двух ногах,
preparation к pirouettes у станка и на середине зала,
обучение прыжкам и
пальцевой технике.
1. Изучение простейших элементов классического танца. Постановка корпуса, ног, рук, головы. Постановка корпуса, ног, рук, головы имеет огромное значение в формировании техники исполнения. Разучивание позиций ног лицом к станку, боком и на середине зала. Равномерное распределение центра тяжести корпуса на обе ноги и переход на одну ногу. Упражнения экзерсиса после усвоения позиций ног.
Предупреждение завала стопы на большой палец. Постановка опорной стопы имеет большое значение в формировании устойчивости.
Выработка правильной постановки корпуса: сильной, прямой спины, раскрытой и опущенной грудной клетки. Снятие напряжения в плечах и шее, развитие гибкости спины. Изучение позиций рук и функций кистей.
Приемы allongee и arrondie, а также приемы «подхват» и «взмах», как составляющие элементы port de bras в направлениях en dehors en dedans.
Особенности работы над руками: развитие их пластичности и естественности. Предотвращение манерности.
Изучение функций головы в технике и пластике танца. Координация движений головы, рук и корпуса.
Выработка выразительности взгляда при наклоне и повороте головы по пространственным точкам зала: по линии горизонта, под углом ниже линии горизонта и выше линии горизонта. Развитие природной пластичности тела.
2. Изучение экзерсиса у станка. Упражнения бывают двух видов: у станка и на середине зала. Они имеют разное место и значение в учебном процессе. Задача экзерсиса – выработка правильной постановки корпуса, устойчивости, выворотности, силы и эластичности суставно-связочного аппарата. Методика изучения упражнений: Лицом и боком к станку, затем на середине зала. Необходимо соблюдать правильное положение кистей рук, локтей, расстояние между станком и корпусом. Введение подготовки к упражнению (preparation), способствующей концентрации внимания перед началом упражнения.
Последовательность изучения движений экзерсиса у станка и на середине зала:
Grand plie Различные виды battement tendu и battement tendu jete Rond de jambe par terre, en dehors en dedans Battement fondu battement soutenu в сторону, вперед, назад.Battemant frappe в сторону, вперед, назад. Battemant developpe а. Вперед, в сторону, назад б. Passé со всех направлений Battemant releve lent Rond de jambe en l'air, en dehors en dedans Grand battement jete Petit battement sur le cou-de-pied
Усложнение экзерсиса: введение различных поз, танцевальных шагов, поворотов. Равномерное распределение мышечной нагрузки во всех упражнениях. Рациональное использование сочиненных упражнений для достижения поставленной цели. Полупальцы в экзерсисе у станка. Изучение техники полуповоротов, поворотов. Задания урока распределяются по времени в соответствии с необходимым темпом его проведения в целом. 3. Изучение положений и поз классического танца на середине зала. Ознакомление с положениями anfas, epaulement, efface и croise. Определение положений и поз классического танца.
Определение разрядов поз – малых, средних и больших.
Определение поз классического танца по группам – «А» и «В».
Определение понятий канонические и неканонические позы классического танца.
Составление простейшего adagio с последующим усложненным сочетание движений в координации с различными формами port de bras. Temps lie – как малая форма adagio в направлениях en dehors en dedans с действием рук, с поворотами и наклонами головы и сопровождающего взгляда. Отработка приемов исполнения движений.
Adagio как весь комплекс экзерсисов у станка, перенесенного на середину зала. Adagio как всестороннее овлвдение6 позами классического танца, подготовками и исполнение развернутой танцевальной фразы. Определение разрядов поз: - Позы, в которых обе ноги на полу. - Позы, вкоторых одна нога на полу. Определение трех подгрупп, каждой из этих групп по направлениям ноги: вперед, в сторону и назад. Разучивание поз первой группы. I) Позы, в которых обе ноги на полу. Позы effacee и croisee, вперед и назад. Положение a la seconde и позы ecartee. II) Позы, в которых одна нога на полу 1) Позы effacee и croisee в которых нога поднята на 90° вперед: а) Вытянутая б) Согнутая 2) Положения и позы, вкоторых нога поднята на 90° в сторону: а) a la seconde б) ecartee 3) Позы, в которых нога поднята на 90° назад: а) Вытянута – arabesques 1,2,3,4 б) Согнута – attitudes, effacee и croisee 4) Temp lie как позиция, сочетающая в себе позы классического танца: в разряде малых, средних и больших поз с различными формами port de bras. III) Специфика работы над позами. Развитие выразительности в позах. 1) Port de bras: в направлении en dehors и en dedans, прямые и обратные формы. Определение понятий «ведущая» и «ведомая» руки. а) Первая форма port de bras б) Вторая форма port de bras в) Третья форма port de bras г) Четвертая форма port de bras д) Пятая форма port de bras е) Шестая форма port de bras
4. Изучение прыжков (allegro). Allegro раздел освоения прыжков классического танца.
Прыжки с двух ног на две,
с двух на одну,
с одной на другую,
с одной ноги на две и
на одной ноге.
Отработка углубленного demi-plie, толчка, мягкого и устойчивого приземления, с сохранением вертикальной оси (апломба). Temps sauté. Освоение энергичного толчка. Сохранение прямой спины и вытянутых ног в воздухе. Мягкое приземление. Освоение petit и grand changement de pied en fase. Отличие в перемене ног для малых и больших прыжков. Изучение pas echappe и grande pas echappe в различных позициях, с окончанием в положении sur le cou-de-pied. Виды sissone: а. Sissone simple, б. Sissone tombee, в. Sissone fermee, г. Sissone ouverte с приемом jete и developpe д. Sissone fondu – как одна из разновидностей sissone fermeeс мягким подведением открытой ноги в позицию. Sissone ouverte на 45° en fase, в позах и в разных направлениях. Pas failli Pas assemble и его разновидности а. Double pas assemble Pas glissade во всех направленифях и позахъ Pas jete: - Исполнение движения с положения epaulement - Разновидности данного движения (маленькое, большое, в повороте) Pas chasse: - Изучение данного движения - Значение его как связующего Pas de chat - Значение рas de chat как самостоятельного движения в танце - Разновидности этого движения Pas de basque: - Методическая раскладка изучения данного движения - Разновидности использования - Координация корпуса, рук и головы при исполнении движения Pas ballote par terre и на 45°: - Методическая раскладка движения - Разновидности движения: маленькое, большое - Использование различных приемов исполнения движения - Значение рук и головы при исполнении разновидностей Pas coupe Группа движений allegro на одной ноге. Temp leve: - Разновидности данного движения в сочетании с малыми прыжками - Изучение temp leve на месте и с продвижением Pas ballone на 45° Rond de jambe en l'air saute
5. Изучение техники полуповоротов, поворотов на двух ногах и preparation к pirouettes. Полуповороты и повороты являются выразительным средством классического танца. Они часто используются в качестве связующих элементов движения. Preparation и pirouettes sur le cou-de-pied изучаются у станка и на середине зала. Последовательность изучения этого раздела: Полуповороты и повороты в 5 позиции к станку и от станка с переменой ног, на полупальцах (начиная с вытянутых ног и с demi-plie). Soutenu en tournant en dehors и en dedans на 1/2поворота и полный поворот. Особенности preparation и pirouettes с разных позиций.
6. Освоение экзерсиса на пальцах. Введение движений на пальцах должно быть последовательным. Большое значение при этом имеет выворотность ног и равномерное распределение тяжести на пальцах. Выполнение простейших упражнений на двух ногах с постепенным усложнением. Определение функции опорной ноги и работающей ноги. Постановка корпуса на двух ногах и перенос центра тяжести с одной ноги на другую. Большое значение имеет выворотность опорной ноги и углубленное demi-plie. Определение роли тазобедренного сустава. Координация ног, рук, корпуса и головы при исполнении экзерсиса на пальцах. Экзерсис на пальцах: Releve по 1, 2 и 5 позициям Pas echappe из 1 и 5 позиции во 2 и 4 позиции Pas assemble sauté en fase с открываением ноги в сторону и вперед Pas de bourree с переменой и без перемены ног Pas de bourree suivi на месте, с продвижением в сторону, en tournant и в позах. Pas couru перед и назад, en fase и epaulement Pas glissade с продвижением в сторону, вперед, назад и в позах Pas de bourree ballotte на croise и efface носком в пол и на 45° Temp lie par terre перед и назад Sissonne simple en fase и в позах Pas jete во всех направлениях Pas coupe-ballonne Preparation pirouette en dehors и en dedans
9. Музыкальное сопровождение уроков Развитие ритмической и эмоционально-действенных связей музыки и танца. Обеспечение согласованности музыки с конкретным заданием, с учетом возрастных особенностей.