17.12.18 ИСТИНЫ СЕРАФИМА САРОВСКОГО И ДРУГИХ СТАРЦЕВ
Грехи как грецкие орехи, – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.
Дай боли волю - уморит...
https://www.youtube.com/watch?v=sxauqbYWw_Y КАК ПОБЕДИТЬ УНЫНИЕ
Уныние у св. отцов иногда называется праздностью, леностью и разленением.

Кто победил страсти, тот победил и печаль.
А побежденный страстями не избежит оков печали.
Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличён печалью.
Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал. 5, 16-17). Тогда возненавидишь порок, когда рассудишь, что это демонский, блещущий над нами, меч. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или самосожаление, самощадение... Не жалей себя никогда и ни в чем, распни себя - своего ветхого человека, гнездящегося преимущественно в плоти, - и ты отсечешь все свои страсти. Терпи благодушно все, что случается неприятного для плоти, не щади ее, иди напротив ей, и ты будешь истинный последователь Христов. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть. Святитель Иоанн Златоуст (407). Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских немощей) и считай себя достойной скорбей. Такая жизнь успокоит тебя. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
На привычку есть отвычка.
Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него.
Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными и ничтожными.
Если душа хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти.
Враг, если прежде не произведет в душах людей забвения Бога, и как бы отречения от него, то не может склонить ум к похотениям плоти, к разрешению на грех, к винопитию, к непотребствам, к пирам, к любостяжанию, к идолопоклонству и ко всяким другим неуместностям; успев же в этом, враг(дьявол)завладевает душою, и отторгнув ее от Бога, ввергает в огонь неугасимый на вечное мучение с собою.
Краткая греха есть сладость, но вечная смерть последует.
Произволение, старание и труд с помощью Божией всё может; и хотя много мучительства от нее претерпит подвижник, однако, наконец, уступит ему, укрепленному силой Божией, которая помогает труждающимся и молящимся.
Кто поучается урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но не сеет.
Хронические болезни излечиваются только при великом старании, постоянстве и усилии: то же самое нужно сказать и о греховных привычках.
Чем больше встретится внутренних или внешних препятствий к стяжанию какой-либо добродетели, тем скорее и тем глубже внедрится она в нашу душу, если с полной решимостью и без самосожаления будем устремляться на преодоление их.
Жизнь человека ничто иное есть, как непрерывная брань и непрестанное искушение.
У меня, грешного, есть привычка, уже застарелая. Долго она мучила меня; я боролся и просил Господа, чтобы избавиться от нее. Но Господь не помогал мне... Однажды мне было тяжело, сознал свою немощь и бессилие, возопил ко Господу: Господи! Помоги мне, грешному и немощному, избавиться от сей страсти. И Господь, по своему милосердию, помог мне, грешному, избавиться от нее через людей; хоть они всё делали бессознательно, а я ясно ощутил помощь Божию.
Без утвердившейся в сердце ненависти ко греху нельзя часто не впадать в него.
Рабы греха, греховных привычек, страстей, ведайте, что
Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных. Человек, если осознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие.


Грехи как грецкие орехи, – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.
Дай боли волю - уморит...
https://www.youtube.com/watch?v=sxauqbYWw_Y КАК ПОБЕДИТЬ УНЫНИЕ
Уныние у св. отцов иногда называется праздностью, леностью и разленением.
Кто победил страсти, тот победил и печаль.
А побежденный страстями не избежит оков печали.
Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличён печалью.
Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал. 5, 16-17). Тогда возненавидишь порок, когда рассудишь, что это демонский, блещущий над нами, меч. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страсти порабощает страсти увлекающегося ею.
Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись. Только не одними своими силами, а с Божией помощью, однако, особенное внимание обрати на главную страсть, которая больше тебя борет.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Весь христианский подвиг в том состоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божиего закона и хотят благочестивое сердце извратить, и не попускать им возрастать и усиливаться.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз.
Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на них. Сие серчание есть решительное отвержение страстного.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.
Преподобный Иоанн Пророк (VI в.).
Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость представь, как Господь нас ради обнищал богат Сый (2 Кор. 8, 9), и как он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29); когда скупость, представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе.
Все делай напротив того, что враг внушает:
он внушает ненавидеть обидящих нас - ты люби их;
ругающих благословляй, и взимающих твоё не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плач;
когда находит уныние - старайся развеселиться;
когда зависть - радуйся чужому благополучию;
когда борет противоречие, непокорность - немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу...
Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или самосожаление, самощадение... Не жалей себя никогда и ни в чем, распни себя - своего ветхого человека, гнездящегося преимущественно в плоти, - и ты отсечешь все свои страсти. Терпи благодушно все, что случается неприятного для плоти, не щади ее, иди напротив ей, и ты будешь истинный последователь Христов. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть. Святитель Иоанн Златоуст (407). Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских немощей) и считай себя достойной скорбей. Такая жизнь успокоит тебя. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).
Дурная (вредная) привычка сильнее вас
(Иак. 4, 7).
Русская пословица.
Неизвестный старец, из "Отечника".
с каждым удовлетворением вы усиливаете их, подчиняетесь им больше и больше.
По мере повторения грехов образуется привычка к ним, по мере повторения грехов воля к добру слабеет более и более, а к злу крепнет так, что становится трудным противиться греху. Надо так приучиться ко всякой добродетели, чтобы она была в человеке как бы природным свойством.
Молчание:
Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Никого же на пути не целуйте (Лк.10,4), то есть, без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.
Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая — с другими.
Когда мы в молчании пребываем, тогда враг-диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку; сие же должно разуметь о молчании в разуме.



Комментариев нет:
Отправить комментарий