пятница, 18 февраля 2022 г.

18.02.22 ПАРИЖ. Замок Фонтенбло — ослепительный дворец - любимая резиденция Наполеона, расположенная недалеко от Парижа.


Дворец Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

DSC_3803.JPG

Дворец Фонтенбло (Château de Fontainebleau) - королевская резиденция, находящаяся в центре одноимённого города, в 60 километрах к юго-востоку от Парижа.
Дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981 года.
Добраться до Фонтенбло можно на электричке с Лионского вокзала, время в пути - около 40 минут. Поезда ходят каждые полчаса.
Стоимость билета на посещение дворца - 11 евро (2015).


DSC_3820.JPG

Впервые в документальных источниках Фонтебло упоминается в 1137 году, в начале правления короля Людовика VII.
Изначально, построенная здесь средневековая крепость в основном служила в качестве охотничьей резиденции французских королей.
Как королевская резиденция дворец Фонтенбло использовался, начиная с Франциска I (с XVI века) до последнего монарха Франции Наполеона III (до 1870 года).
На фото: Почетный двор (Cour d'honneur), называемый также двором Белой лошади (Cour du Cheval Blanc) и двором Прощания (Cour des Adieux).
Название двор Белой лошади он получил, т.к. в 60-х годах XVI века здесь была установлена гипсовая статуя - копия коня с античной статуи Марка Аврелия в Риме.
В 1626 году статуя разрушилась.
А название двор Прощания связано с тем, что 20 апреля 1814 года Наполеон I прощался здесь со своей гвардией перед ссылкой на остров Эльба.


DSC_3820-1.JPG

Происхождение слова Фонтенбло (Fontainebleau), по одной из версий, связано с родником (Fontaine belle eau), который был найден в окрестных лесах.
На фото: главный фасад дворца Фонтенбло - крыло Лестницы-подковы (Aile de l'escalier du Fer-à-cheval).
Оно было построенно в XVI веке, начиная с 1528 года, когда по воле короля Франциска I началась масштабная реконструкция ранее находящихся здесь средневековых построек и строительство новых.
Франциск I мечтал создать в Фонтебло "новый Рим", для чего пригласил во Францию известных итальянских деятелей искусства того времени.


DSC_3825.JPG

Многие правители Франции перестраивали дворец Фонтенбло, добавляли новые постройки.
На сегодня - это огромный дворцовый комплекс с более 1500 комнат.
На фото: фасадная лестница в форме подковы (Escalier du Fer-à-cheval).
Первоначально лестница-подкова была сооружена в конце 50-х годов XVI века по проекту архитектора Филибера Делорма.
В 1632-1634 годах, после обветшания, лестница была перестроена архитектором Жаном Андруэ дю Серсо.


DSC_3834.JPG

Лестница-подкова (левая часть).


DSC_3831.JPG

Вид с лестницы-подковы. Справа можно увидеть крыло Министров (Aile des Ministres), построенное при Франциске I в XVI веке (около 1530 года).


DSC_3840.JPG

Слева от главного фасада находится небольшой сад Дианы (Jardin de Diane), разбитый в XVI веке по воле супруги короля Генриха II Екатерины Медичи и позднее несколько раз изменённый.


DSC_3842.JPG

Фонтан Дианы (Fontaine de Diane) - древнеримской богини охоты и природы (1684).


DSC_3872.JPG

Справа от главного фасада расположен Английский сад (Jardin anglais), разбитый в своём современном виде в 1812 году по желанию Наполеона I архитектором Максимильяном Жозефом Юрто.
Ранее здесь был Сосновый сад (Jardin des Pins), существующий со времён Франциска I.


DSC_3811.JPG

Если пройти через проход справа в главном фасаде, то мы попадём в Фонтанный двор (Cour de la Fontaine).
На переднем плане находится статуя Одиссея (Statue d'Ulysse) работы скульптора Луи Петито (1819), установленная в 1824 году.
На заднем плане слева можно увидеть Большой павильон (Gros pavillon), построенный в середине XVIII века по проекту архитектора Жака-Анжа Габриеля.


DSC_3814.JPG

Правая часть Фонтанного двора. На фото: крыло Красивого камина (Aile de la Belle Cheminée), построенное в 1565-1570 годах по желанию Екатерины Медичи, по проекту итальянского художника, архитектора и скульптора Франческо Приматиччо.
Название крыла связано с камином, который до XVIII века украшал большой зал на втором этаже.


DSC_3857.JPG

Напротив Фонтанного двора расположен пруд с карпами, утками и лебедями (Étang des Carpes), выкопанный при Генрихе IV.
В центре пруда находится восьмиугольная беседка, построенная в 1662 году (арх. Луи Лево) при Людовике XIV.


DSC_3890.JPG

Утки и карп в пруду.


DSC_3809.jpg

За Фонтанным двором находится павильон Золотых ворот (Pavillon de la porte Dorée), построенный при Франциске I, ведущий в Овальный двор.


DSC_4032.JPG

Овальный двор (Cour Ovale), закрытый для посещения - "сердце" дворца Фонтебло.
Именно здесь располагалась первоначально построенная средневековая крепость, от которой до наших дней сохранилась лишь одна башня (донжон) (на снимке не видна).
На заднем плане по центру - ворота Дофина (Porte Dauphine).


DSC_3885.JPG

Ворота Дофина (вид снаружи Овального двора.), также называемые ворота Крещения (Porte du Baptistère), были построены при Генрихе IV и названы в честь крещения 14 сентября 1606 года его сына - будущего Людовика XIII и его сестёр - Елизаветы и Кристины.


DSC_3877.jpg

Напротив Золотых ворот начинается партер, называемый также Большой сад (Grand jardin) или Королеский сад (Jardin du Roi).
Партер был разбит при Франциске I, затем изменён при Генрихе IV и ещё раз переработан ландшафтным архитектором Андре Ленотром при Людовике XIV.


DSC_3795.JPG

Если пересечь партер, можно выйти к Большому каналу (Grand canal), длиной 1140 метров и шириной 39 метров, который был выкопан при Генрихе IV в 1606-1609 годах.
В пруду перед каналом установлена скульптура "Орёл, борющийся за свою добычу" (Aigle défendant sa proie) Огюста-Николя Каэна (1866).


DSC_3937.JPG

Музейная экспозиция открывается выставкой, посвящённой императору Наполеону I и его семье.
Наполеон I любил Фонтебло и называл его "Настоящим домом королей, пристанищем веков" ("La vraie demeure des rois, la maison des siècles").
На фото: походная палатка Наполеона I.


DSC_3961.jpg

В стеллажах одного из залов находится позолоченный сервиз, подаренный Парижем Наполеону I в честь его коронации в декабре 1804 года.
150 мастеров работали над изготовлением сервиза два месяца. Из более тысячи предметов набора до нашего времени сохранилась лишь малая часть.


Переходим к основной экспозиции - большому числу залов разных эпох.

DSC_4001.JPG

Спальня королевы Анны Австрийской (Chambre à coucher d'apparat), супруги Людовика XIII.


DSC_4003.JPG

Салон для приёмов (Salon de réception) или Большой салон (Gros salon).
Стены украшены гобеленами, созданными по картинам художника Шарля Лебрёна (вторая половина XVII века) с сюжетами из жизни Александра Македонского.


DSC_4013.JPG

Галерея Франциска I (Galerie François I) - одна из жемчужин Фонтенбло, памятник француского Возрождения.
Длина галереи - 64 метра, ширина - 6 метров.
Галерея была построена в конце 20-х годов XVI века и украшена в 30-х годах этого же века итальянскими мастерами, приглашёнными Франциском I - в основном, художником Россо Фьорентино, а также Франческо Приматиччо.


DSC_4015.JPG

Галерея Франциска I.
Нижняя часть стен галереи обшита резными панелями из ореха, сделанными итальянским плотником Франческо Скибеком, на которых изображёны: герб Франции, символ Франциска I - саламандра и его монограмма - буква "F" в овале.
В верхней части стен расположены фрески, обрамлённые барельефами, с аллегорическими сюжетами, в основном из античной мифологии, посвящённые королю.


DSC_4022.JPG

Бальный зал (Salle de bal), иногда называемый "галерея Генриха II" (Galerie Henri II). Длина зала - 30 метров, ширина - 10 метров.
Зал был построен при Франциске I, а декорирован при его сыне - Генрихе II.
Фрески на темы из античной мифологии выполнены итальянским художником Никколо дель Аббате и его помощниками, по рисункам Франческо Приматиччо.


DSC_4029.JPG

За Бальным залом находится часовня Святого Сатурнина (Chapelle Saint-Saturnin), XVI век. На фото: купол часовни.


DSC_4049.JPG

Второй зал Людовика Святого (Deuxième salle Saint-Louis) или салон Донжона (Salon du Donjon) расположен в самой древней части дворца - средневековом донжоне. Над камином находится мраморный барельеф, изображающий Генриха IV на коне работы скульптора Матьё Жаке (около 1600 года).


DSC_4052.JPG

Салон Людовика XIII (Salon Louis XIII). В 1601 году здесь родился первый сын Генриха IV, будущий Людовик XIII.
Кроме того, из королей Франции во дворце Фонтенбло родились: Филипп IV (1268), Франциск II (1544) и Генрих III (1551).


DSC_4072.JPG

Галерея Дианы (Galerie de Diane) была построена при Генрихе IV. Это самое длинное помещение дворца, длиной 80 метров и шириной 10 метров.
С 1858 года здесь находится библиотека, содержащая около 16000 книг, начиная с 1530 года.
На переднем плане - глобус, сделанный в 1810 году для Наполеона I.


DSC_4083.JPG

Спальня императрицы (
Chambre de l'impératrice).
Использовалась супругами монархов: от Марии Медичи - жены Генриха IV до императрицы Евгении - жены Наполеона III.


DSC_4087.JPG

Тронный зал Наполеона I (Salle du trône) (1808).


DSC_4090.JPG

Зал совета (Salle du conseil).
Стены и двери украшены монохромными картинами синего и розового цветов с аллегорическими сюжетами работы художников Шарля-Андре ван Лоо и Жана-Батиста Пьера (1751-1753 годы).


DSC_4096.JPG

Спальня императора Наполеона I (Chambre de l'Empereur).
Интересны два кресла XIX века работы Жана-Баптиста Роде с подлокотниками разной высоты: низкий - чтобы с одной стороны шло тепло от камина, высокий - с другой стороны, чтобы уберечься от сквозняков.


DSC_4098.JPG

Салон отречения (Salon de l'Abdication) (1808).
6 апреля 1814 года Наполеон I подписал за столом посередине салона своё отречение от престола.


DSC_4109.JPG

Часовня Троицы (Chapelle de la Trinité).
Роспись потолка выполнена художником Мартеном Фремине в 1608-1619 годах.
Алтарь (1633) и мраморный пол были сделаны итальянским скульптором Франческо Бордони.
Рядом с алтарём установлены ещё две его работы: слева - статуя короля Карла Великого с чертами Генриха IV, справа - Людовика IX Святого с чертами Людовика XIII. 
В 1725 году в часовне прошло бракосочетание Людовика XV и Марии Лещинской.


Это, конечно, только краткий экскурс в увлекательную историю и богатейшую коллекцию дворца Фонтебло, использовавшегося правителями Франции 700 с лишним лет.



История Франции сквозь призму удивительного прошлого роскошного дворца монархов

В XII веке король Людовик VII, как и большинство его коллег, увлекавшийся охотой, построил в лесу Фонтенбло юго-восточнее Парижа охотничий замок, куда он и следующие короли периодически приезжали поохотиться. В частности, тут родился и умер король Филипп Красивый (1268-1314). Однако долгое время замок оставался одним из многих небольших королевских замков, пока им в конце XV века не занялся король Франциск I. 

Он существенно увеличил замок, превратив его в большой королевский дворец. Для строительства дворца он выписал итальянских художников и архитекторов, составивших так называемую Первую школу Фонтенбло, и оказавших существенное влияние на современную им французскую живопись. Фонтенбло до сих пор в первую очередь ассоциируется с французским Ренессансом. 

Дворец был любимой резиденцией Франциска; в частности, тут постоянно жила его фаворитка Анна д'Этамп

Выделяют также и Вторую школу Фонтенбло, в которую входили уже французские художники, работавшие при короле Генрихе IV после 1597 года, в первую очередь Мартен Фремине и родившийся во Фландрии Амбруаз Дюбуа. 

После Франциска, и особенно после того, как Людовик XIV построил Версаль и перенёс туда свою резиденцию, Фонтенбло уже не имел такого значения, но все французские короли приезжали сюда и считали своим долгом как-то перестроить дворец.

Дворец стал свидетелем нескольких исторических событий, а также местом подписания нескольких важных документов, известных как Договоры в Фонтенбло. 

В 1685 году Людовик XIV подписал Эдикт Фонтенбло, отменявший свободу вероисповедания для протестантов. 

В 1762 году было подписано секретное соглашение, передававшее французскую Луизиану Испании. 

Наконец, в 1807 году Наполеон Бонапарт подписал документ, разделявший Португалию между Францией и Испанией, а 

Договор 1814 года отстранил Наполеона от власти и отправил его на остров Эльба.

Последним королём, что-либо делавшим в Фонтенбло, был Наполеон III. После его отстранения от власти в 1870 году дворец был закрыт, оккупирован прусскими войсками во время франко-прусской войны 1870 года, затем использовался президентами Франции для приёма высоких гостей и, наконец, в 1927 году был превращён в музей. 

В 1981 году дворец Фонтенбло был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

При этом до середины XIX века около дворца существовала только небольшая деревня, считавшаяся пригородом соседнего города Авон. Позже тут появились жилые кварталы, а затем возникли деловые и образовательные учреждения, самым известным из которых является бизнес-школа INSEAD. Сейчас Фонтенбло по сути — дальний пригород Парижа.


Фонтенбло — это богатый, сложный, удивительный дворец, являющий собой настоящее резюме истории Франции. Почти все великие монархи оставили в Фонтенбло свой след: Франциск Первый, Генрих Наварский, Екатерина Медичи, Людовик Четырнадцатый, Наполеон Бонапарт.

Своим появлением замок Фонтенбло обязан страсти французских королей к охоте, а своим убранством и размахом — тому удовольствию, с которым французские короли собирали коллекцию предметов искусства в стенах семейной резиденции.

Именно в Фонтенбло короли когда-то любовались знаменитой Моной Лизой. Бесчисленные комнаты дворца, которым, кажется, нет конца, хранят память о мастерах, которые когда-то здесь работали, прибывших во Францию по приглашению Франциска Первого и Генриха Второго: Россо (ученик Микелланжело), Приматиче, Челлини, Серлио, Амбруаз Дюбуа, Туссен Дюбрей, Антуан Карон.

Программа

Мы увидим:

  • музей Наполеона и некоторые из вещей, которые когда-то принадлежали Наполеону и членам его семьи;
  • роскошные и удивительные аппартаменты эпохи Ренессанс, расписанные фресками Россо и Приматиччо — бальный зал и галерею Франциска I;
  • поражающий своей изысканной утонченностью будуар Марии Антуанетты;
  • комнату, где Наполеон подписал свое отречение от престола;
  • зал, где Мария Медичи в присутствии толпы придворных и короля Генриха Наварского родила Людовика XIII;
  • церковь, где венчались Людовик XV и Мария Лещинская.

Вы узнаете много интересного: например, почему Генрих Наварский говорил, что за ширинкой у него находится кость и почему Марию Лещинскую принято сравнивать с Золушкой. Или что Екатерина Медичи была первой королевой, которая, сопровождая мужчин на охоту, садилась на лошадь, будучи вооруженной арбалетом и в позиции “амазонки”. 












Дворец Фонтенбло, расположенный в 50 км южнее Парижа и являющихся одним из крупнейших и самых красивых королевских дворцов, был свидетелем многих знаменательных событий из французской истории. И это неудивительно, все-таки его история насчитывает немногим менее 1000 лет.

За это время дворец много раз расширялся и перестраивался, и эпоха Ренесанса конечно же тоже оказала сильное влияние, т.ч. к нашим дням от самой старой части средневекового замка осталось только одна из башен.

Дворец, существующий сегодня, был заложен королём Франциском I и это была первая на севере Европы королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции. Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма, таких как Приматиччо и Бенвенуто Челлини.

После смерти Франциска дворец достраивали Генрих II Валуа и Екатерина Медичи. Строительные работы при их жизни курировал знаменитый архитектор Филипп Делорм. Генрих IV также благоволил к Фонтенбло. Именно он велел прорыть ко дворцу 1200-метровый канал и наполнить его рыбой для ужения. После переезда Людовика XIV в Версаль дворец его предков был позабыт и обветшал, но Наполеон вернул Фонтенбло былой блеск, проводя здесь много времени и обновив его интерьеры в духе ампира.

Прилегающий к бывшей королевской резиденции живописный лес Фонтенбло, раскинувшийся на территории в 25 000 гектаров, испокон веков представлял собой охотничьи угодья французской короны. Он и сегодня пользуется заслуженной популярностью у парижан, стремящихся приехать и провести здесь выходные.

С 1981 года дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Сегодня в городе Фонтенбло с населением в 16 000 человек также располагаются престижные художественные и бизнес школы.

CHÂTEAU DE FONTAINEBLEAU (ЗАМОК ФОНТЕНБЛО)
















Государственные апартаменты

В 16-м веке замок был одним из художественных центров Европы. Комнаты, отделанные в стиле Ренессанса, уникальные для Франции, сохранили свои потрясающие фрески и лепнину, созданные итальянскими художниками Россо и Приматиччо во времена правления Франциска I и Генриза II.

Апартаменты соверенов в полной мере отражают все великолепие и пышность французского двора. 

Коридоры, гостиные, парадные помещения, Зал Совета и Тронный зал пышно изукрашены картинами из жизни монархии. Резные изделия из дерева, картины, гобелены и мебель сохранились с оригиальных интерьеров жилых комнат эпохи 16 — 19 вв.

Реконструкция апартаментов Наполеона I началась в 1804 году. Они состоят из серии комнат для частного пользования императора (спальни, офисы, частная гостиная, ванная комната, адъютантская и прихожая). Именно здесь 6 апреля 1814 года Наполеон отрекся от престола.

Государственные апартаменты в Château de Fontainebleau (Замок Фонтенбло)

 

Частные апартаменты

Расположенные на первом этаже замка, они закачивают изменения, сделанные для Наполеона I, который хотел двое частных прилегающих апартаментов, одни для себя, другие для Жозефины (позже занятые Марией-Луизой). Есть также апартаменты, зарезервированные для использования близкими советниками императора.

Château de Fontainebleau (Замок Фонтенбло)

 

Музей Наполеона I

Музей был открыт в 1986 году. В нескольких помещениях собраны памятные вещи, связанные с Наполеоном и его семьей эпохи Империи (1804 — 1814 гг). Официальная сторона (коронационное одеяние и меч) и человеческая (треуголка Наполеона, военная палатка, туалетные принадлежности) одинаково представлены на выставке. Здесь также можно увидеть портреты и личные вещи второй жены Наполеона — Марии-Луизы, его сына, короля Рима, его матери, братьев и сестер.

Интерьер Château de Fontainebleau (Замок Фонтенбло)

 

Китайский музей императрицы Евгении и гостиные

Эти четыре гостиные были созданы в 1863 году для жены Наполеона III. Они были предназначены для отдыха и проведения частных приемов для двора. Здесь императрица собрала замечательное собрание восточного искусства с Дальнего Востока, Китая и Сиама — по моде того времени.

Декор потолка Château de Fontainebleau (Замок Фонтенбло)



 В XV веке, покинутый королями, замок пришел в упадок. В следующем веке из забвения его вывел Франциск I, пригласивший для отделки интерьеров замка архитекторов Лебретона, Шамбижа и Касторе и известных мастеров из Италии — Приматиччо, Россо, Челлини. Эта совместная работа французских и итальянских архитекторов, художников и скульпторов положила начало новой школе в декоративном искусстве отделки интерьеров, известной под названием школы Фонтенбло.





Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться. Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты. Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».






И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней. По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней. Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.






В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца. Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.
вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.






При Франциске I исчезли почти все средневековые постройки, кроме донжона, сохранившегося до наших дней. В последующие столетия замок не раз переделывался и достраивался в соответствии со вкусами и модой каждой эпохи.






Золотой  век замка можно отнести к периоду властвования  во Франции Франциска I, что соответствует шестнадцатому столетию. Франциск I собрал в стенах замка неповторимую коллекцию кантиков, старинных манускриптов,  составленных на греческом языке и древней латыни, лучших картин. Благодаря королю Франциску I, замок стал новым центром зарубежного и французского искусства, своеобразной колыбелью пришедшего вскоре французского Ренессанса.

Как раз в годы правления Франциска I возвели царственный дворец, являющийся  до сегодняшнего дня основным  архитектурным сооружением  всего комплекса замка Фонтенбло. Проект основного царственного дворца долгие годы разрабатывал архитектор Лабрен. Величественный фасад дворца всех королей имеет выход в просторный двор  под названием Белой Лошади.  В этом дворе некогда устраивали рыцарские турниры, празднества и всевозможные торжества. Из королевского дворца во двор можно спуститься благодаря широкой лестнице, сделанной в  виде подковы.






Ступени лестницы, специально для всадников сделаны, пологими. Лестничные марши округлены и напоминают две подковы, соединенные между собой. Массивная каменная  балюстрада прилегает к этим своеобразным лестничным маршам. Балюстраду возвели в 1634 году, воспользовавшись проектом архитектора Серсо. Посреди фонтанного двора красиво смотрится неповторимый фонтан с установленной статуей Уиллиса. Фонтан  украшен фигурой Уиллиса с 1812 года. Из фонтанного двора попадаем в известную галерею, выстроенную в годы правления короля Франциска I . Эту галерею можно смело считать первой из  художественных галерей,  имеющихся  сегодня в королевских дворцах  Лувр и Версаль. Всего   в нескольких десятках метров от этого фонтанного двора находится колоритный сад Дианы.








Нужно сказать, что застройка Фонтенбло происходила без всякого плана. В основном это были дома королевских приближенных, фавориток и художников. Самым распространенным строительным материалом для домов служил песчаник, который добывался в карьерах, расположенных неподалеку. В связи с тем, что земли Фонтенбло с самого начала были крайне элитарны, численность его населения росла чрезвычайно медленными темпами. Так, к 1559 году количество жителей Фонтенбло составляло лишь 2 000 человек.






После смерти Франциска I на престол взошел его сын Генрих II. Официальной супругой Генриха II была Екатерина Медичи, но Генрих был безумно влюблен в свою фаворитку, прекрасную Диану де Пуатье. В знак своей любви Генрих подарил Диане замок Шенонсо, а в Фонтенбло оборудовал великолепный бальный зал. На отделанных дубом панелях стен многократно повторяются вензеля Генриха и его возлюбленной: букву «Н», нанесенную на цифру ІІ пересекают два полумесяца буквы С. Король Генрих ІІ объяснял своей жене Екатерине Медич, что этот символ следует читать, как "Генрих + Екатерина (Caterina de Medici)", однако все знали, кто в действительности в его сердце. Здесь вы увидите необратимые фрески, одна из которых изображает богиню охоты Диану, во славу фаворитке. Образ Дианы можно увидеть повсюду в саду дворца у фонтана Дианы, предающие свое предназначение образа замка.





Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын - Генрих II. Его зал, после Галереи Франциска I, стал одним из чудес Фонтенбло и долгое время служил Бальным залом. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.








Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье. Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живописной техникой.

Генрих II сделал попытку отказаться от итальянского влияния, но после его гибели Екатерина Медичи вновь возвратила итальянских мастеров, которые под руководством Приматиччо внесли светлый и веселый колорит в декор замка. В XVII в. Генрих IV значительно расширил замок, возвел Зал для игры в мяч и большую галерею Дианы, масляная живопись на штукатурке сменила фрески, а на деревянных панелях вместо золотых украшений появилась роспись. Позже Наполеон, любивший Фонтенбло и называвший его «Домом веков», провел реставрацию интерьеров дворца.





После смерти Генриха II и его сына Генриха III, последнего из династии Валуа, дворец был заброшен почти на 10 лет.

После Генриха II Фонтенбло теряет свое былое великолепие, и ко временам Генриха IV некоторые части замка уже представляли собой руины. При Генрихе IV в Фонтенбло развернулись крупные строительные работы, были значительно обновлены некоторые интерьеры дворца, например, салон Франциска I.

Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска I в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости. Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, - все, что было собрано еще при Франциске I.






В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который создавал здесь произведения из золота и серебра. В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям мира.

Только в 1595 году следующим за престолом к власти Генрих IV, наследник королевской династии Бурбонов, вернул прежний двор в Фонтенбло и произвел полную реставрацию дворца. В то время Мартен Фремине малоизвестный французский художник  расписал капеллу Святой Троицы, посей день сохранившаяся в прежнем состояние что вы заметите при посещение замка Фонтенбло.





После смерти Генриха IV Фонтенбло на протяжении многих лет пустовал и постепенно ветшал. Родившийся здесь Людовик XIII мало занимался украшением дворца и благоустройством парка. При Людовике XIV на первое место среди загородных резиденций выходит Версаль, который вскоре затмит собой все остальные.

Но Фонтенбло не был забыт, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время на его реконструкцию затрачиваются огромные средства: некоторые корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки.







После Генриха IV трон перешел к Людовику XIII. Его жена, Анна Австрийская, очень любила замок Фонтенбло. Вы наверняка помните, что именно здесь разыгрывались многие сцены из жизни Луи и королевы в романе Дюма «Три мушкетера». Следующим представителем династии Бурбонов был Людовик XIV, король-солнце. Его министр финансов, Николя Фуке, не отказывая себе в использовании средств из государственной казны, построил себе великолепный дворец в своем поместье Во ле Виконт. Вскоре после пышного новоселья Фуке был арестован, злые языки утверждали, что король был возмущен тем, что новый замок был намного красивее королевской резиденции Фонтенбло, а команда архитекторов перешла на строительство королевского дворца в Версале. Таким образом, через несколько лет Людовик XIV со двором переехал в Версаль, после чего Фонтенбло надолго был забыт: последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только на осень.




Для поклонников Александра Дюма в Фонтенбло все до боли знакомо. В его стенах рождались и умирали короли. Здесь начинался роман юного Людовика XIV с Луизой де Лавальер. Это был любимый замок Франциска I. Фонтенбло обожала Анна Австрийская и ненавидел папа Пий VII, живший в нем, по сути, под арестом. Век за веком короли пристраивали к уже существующим новые галереи, апартаменты, залы. Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами шкатулку.






Наполеон, выбравший Фонтенбло в качестве своей официальной загородной резиденции, называл его «домом веков». Маршруты экскурсий по Большим и Малым апартаментам обязательно проходят через личные покои императора. В Красном салоне, обитом шелковыми обоями, стоит маленький круглый стол, за которым б апреля 1814 года Бонапарт подписал свое отречение от престола. А спустя несколько дней перед дворцом бывший император прощался со старой гвардией. Тогда 1200 человек выстроились на покрытом крупной брусчаткой плацу для парадов, который теперь носит название Двор прощаний. Наполеон поцеловал знамя и знаменосца и отправился в ссылку. Казалось, навсегда. Но история подарила ему еще 100 дней правления и одну короткую встречу с Фонтенбло.






Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.

Наполеон занимал также Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII. Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, за которым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины…».






За свою долгую историю Фонтенбло оброс легендами и, как положено старинному замку, приютил целый сонм привидений. Говорят, что самое известное из них — призрак Красного человека — любит совершать романтические прогулки по парку между 12 и двумя часами ночи. Привидение очень осведомленное. Во всяком случае, оно предсказало Екатерине Медичи смерть ее детей, а Генриху IV — гибель от рук убийцы. Рыскать по парку в поисках Красного человека, надеясь узнать свое будущее, не стоит. Он удостаивает своим вниманием лишь особ королевской крови.






Куда демократичнее ведет себя призрак маркиза Мональдески. Он не только не пряче тся от припозднившихся туристов, но и охотно демонстрирует им свой залитый кровью камзол. Чаще всего его можно встретить у Галереи оленей, где в 1657 году он расстался с жизнью. Беднягу прирезали по приказу его эксцентричной любовницы — шведской королевы Кристины, в 30 лет оставившей трон и жившей в Фонтенбло в компании придворных шутов, служанок и красивых итальянских авантюристов. Маркиз имел неосторожность раскритиковать в письме интимные достоинства своей царственной фаворитки, за что и расстался с жизнью. Призрак частенько пристает к молоденьким девушкам. Видимо, история с королевой его ничему не научила. Век за веком короли пристраивали к уже существующим в Фонтенбло все новые и новые галереи и залы.






Многим здесь интереснее, чем в Версале, потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту. По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи». Интерьер замка: на 2-ом этаже – большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное «кружево», кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.





Собственно в город Фонтенбло превратился лишь во второй половине 18 века. По крайней мере, именно тогда для управления им были назначены специальные должностные лица, в числе которых был синдик (ведавший в основном судебными вопросами) и два его помощника, заменившие собой двух церковных старост, которые управляли населенным пунктом в то время, когда он представлял собой сельское поселение.

Тем не менее, на протяжении всего своего существования Фонтенбло благодаря дворцу представлял собой один из крупнейших центров политической жизни Франции. Дворец являлся местом появления на свет множества французских королевских особ: кроме уже упомянутого Филиппа Красивого, здесь родились Франциск II, Генрих III и Людовик XIII. Во дворце проходили встречи с иностранными дипломатами и властителями заграничных государств. В числе прочих, в 1717 году Фонтенбло посетил Петр I. Здесь же заключались многие важнейшие государственные договоры, одним из которых стал эдикт Фонтенбло, отменивший Нантский эдикт, в свое время завершивший религиозные войны католиков и гугенотов.








Великая французская революция подарила Фонтенбло мэрию. Одновременно она привела к упадку дворца, который был национализирован и сначала передан центральной школе вновь созданного департамента Сена и Марна, которую в январе 1803 года сменила Специальная военная школа, а затем тюрьма. Впрочем, вскоре дворец сумел восстановить свое былое величие, превратившись в резиденцию нового французского императора, Наполеона Бонапарта, который с восхищением называл Фонтенбло «настоящим обиталищем королей, домом веков». Здесь же Наполеон подписал свое первое отречение и произнес знаменитую прощальную речь перед гвардией, сказав своим солдатам: «Продолжайте служить Франции, её счастье – мое единственное стремление!» В память об этом событии двор дворца Фонтенбло получил название «La cour des adieux» («Двор прощаний»).







В 1849 году в Фонтенбло открылась первая железнодорожная станция, что послужило стимулом к экономическому развитию города и увеличению его в размерах. Другим важным событием в жизни Фонтенбло стал перенос сюда Школы военной инженерии и артиллерии из Меца, после чего в городе был размещен военный гарнизон. Прибытие множества военнослужащих и членов их семей, повлекло за собой строительство казарменных помещений, новых военно-административных и почтовых зданий, колледжей и проч. К 1881 году численность населения Фонтенбло составляла уже 12 483 человека.


Кликабельно



Первая мировая война миновала Фонтенбло, а с началом Второй мировой войны из города выехала большая часть населения: к 1940 году здесь осталось лишь 150 семей. В период оккупации Франции немецкими войсками на территории Фонтенбло действовало движение Сопротивления. Освобождение города произошло в августе 1944 года.

В конце 20 века Фонтенбло утратил свое прежнее военное значение и полностью переориентировался на туризм.

На сегодняшний день город является супрефектурой департамента Сена и Марна. Численность его населения согласно данным официальной статистики составляет около 16 тысяч человек.








Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме. По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.


Fontainebleau




У этого двора есть еще и другое название - двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.






Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения - Галерея Франциска I. Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы. Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.









Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску I - его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам. А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска I - саламандры в огне, сопровождаемой девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.







Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение итальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» - главная фреска всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.





Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.
Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его отмечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.









В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота - укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.
Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.












Кликабельно 8000 рх, панорама




Просто уверен, что после того как вы осмотрите весь замок, вам обязательно понадобится массажер для ног .





024J  CHATEAU DE FONTAINEBLEAU     BIBLIOTHEQUE














































Прием послов siamois  Наполеоном  III в La Grande зале де Баль Генриха II дю Шато де Фонтенбло, Le 27 Juin 1861 года, худ. Жан-Леон Жером, 1864. Музей национальной Шато дю-де Фонтенбло



26-03-01/68



Отправляемся на виртуальную экскурсию. Нажимайте на картинки ниже и наслаждайтесь просмотром ...
, ч
Отправляемся на виртуальную экскурсию. Нажимайте на картинки ниже и наслаждайтесь просмотром ...




Мы уже гуляли по многим  замкам Франции и Долине Луары в частности, вспоминайте кто подзабыл ..












Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не старей! Просто не допускай этих 7 вещей | Микулин https://www.youtube.com/watch?v=nf0oy0EKq0Q Человеческое тело - это система, а не случа...