25.03.19 СТАРОСТЬ. Этюды оптимизма И. И. Мечников
https://www.e-reading.club/bookreader.php/114139/Mechnikov_-_Etyudy_optimizma.html читать

https://www.e-reading.club/bookreader.php/114139/Mechnikov_-_Etyudy_optimizma.html читать

https://www.e-reading.club/bookreader.php/114139/Mechnikov_-_Etyudy_optimizma.html читать

https://www.e-reading.club/bookreader.php/114139/Mechnikov_-_Etyudy_optimizma.html читать

При таких условиях совершенно естественно, что книга, предлагаемая ныне читателю, появляется на русском языке только после того, как она была издана и распространена в странах, ушедших дальше на пути культурного развития.
Наученный горьким опытом, я уже не решаюсь предсказывать наступление в России в ближайшем будущем периода, когда научный труд найдет себе большее приложение. Но я не вижу и причины к тому, чтобы отвергать подобную возможность. Вот почему я принял с благодарностью предложение г. К. Рахманова, не запугавшегося неуспехом его «Научного слова», издать мои «Essais optimistes» на русском языке.
Перевод лишь в самой малой степени сделан лично мною. Почти вся книга переведена моей женой. Вторая же часть – о продолжительности жизни животных – переведена В. Н. и Л. К. Белокопытовыми, которым я приношу здесь мою искреннюю благодарность. Весь перевод был перечитан мною, причем сделано несколько изменений против французского оригинала.
Париж, 13/26 мая 1907 г.
Илья Мечников
О СТАРОСТИ
Отношение к старикам в диких странах.
– Убийство стариков в цивилизованных странах.
– Самоубийства стариков.
– Помощь старикам.
– Столетние старцы.
– Г-жа Робино, женщина 106 лет.
– Основные признаки старости.
– Пример старых млекопитающих.
– Старые птицы и черепахи.
– Гипотеза старческой дегенерации у низших животных.
В «Этюдах о природе человека» мы изложили теорию того внутреннего механизма, который приводит к старению нашего организма. Мои взгляды вызвали, с одной стороны, разнообразные возражения, а с другой – исследования на ту же тему.
Ввиду того что изучение старости имеет не только большой теоретический интерес, но в то же время и практическое значение, считаю полезным вновь вернуться к этому вопросу.
Существуют еще народы, которые разрешают вопрос о старости самым простым образом: они убивают своих стариков. В цивилизованных странах вопрос этот осложняется вмешательством возвышенных чувств и соображениями общего характера.
По всей Меланезии распространен обычай закапывать живыми стариков, бесполезных для работы.
На Огненной Земле, когда угрожает голод, старух убивают и поедают раньше, чем приняться за собак. Туземцы объясняют это тем, что собаки ловят моржей, между тем как старухи не могут делать и этого. У некоторых индейцев Северной Америки по крайней мере половина стариков бросается на произвол судьбы в том случае, когда они не могут ходить. Считается это в порядке вещей и оправдывается тем, что лучше умереть, чем влачить бесполезное, полное страданий, старческое существование[1].
Цивилизованные народы не поступают, как жители Огненной Земли или другие дикари; они не убивают и не съедают своих стариков, но тем не менее жизнь стариков часто становится очень тяжелой. На них смотрят как на тягостную обузу, потому что они не могут быть полезными ни в семье, ни в обществе. Не считая себя вправе избавиться от них, все же желают их смерти и удивляются, почему так долго не наступает желанный конец.
Итальянцы думают, что у старух семь жизней: бергамаски наделяют их семью душами, еще маленькой восьмой да еще половинкой;
литовцы считают старух настолько живучими, что их нельзя даже измолоть в мельнице.
Эти народные поверья находят отзвук в столь частых убийствах стариков даже в наиболее цивилизованных европейских странах. При беглом просмотре хроники преступлений поражает количество убийств стариков и особенно старух.
Легко выяснить мотивы таких преступлений. Один преступник, сосланный на Сахалин за убийство нескольких стариков, наивно говорил тюремному врачу: «Что их жалеть: они были уже стары и без того умерли бы через несколько лет»[2].
2.Гипотезы о причинах старости.
– Причину эту нельзя объяснить истощением способности размножения клеток.
– Рост волос головы, бороды и рост ногтей у стариков.
– Внутренний механизм старения тканей.
– Несмотря на возражения Маринеско, нейронофаги
– настоящие фагоциты.
– Седение волос и разрушение нервных клеток служат аргументами против той теории старости, которая основана на истощении способности клеток к размножению.
3. Роль макрофагов при разрушении благородных элементов организма.
– Старческое перерождение мускульных волокон.
– Атрофия скелета.
– Атерома и артериосклероз.
– Теория, по которой старость наступает вследствие изменения сосудистых желез.
– Ткани организма, не разрушаемые макрофагами.
О ЕСТЕСТВЕННОЙ СМЕРТИ
I. Естественная смерть в мире растений
Теория бессмертия одноклеточных организмов.
– Примеры особенно старых деревьев.
– Примеры растений, живущих очень недолго.
– Продление жизни некоторых растений.
– Теория естественной смерти растений вследствие истощения.
– Смерть растений вследствие самоотравления.
Попытки продления человеческой жизни в древности.
– Герокомия.
– Напиток бессмертия таоистов.
– Способ Броун-Секара.
– Спермин Пеля.
– Наставления доктора Вебера.
– Увеличение долговечности в течение веков.
– Гигиенические правила, которым должно следовать.
– Уменьшение числа раковых поражений кожи.
ПЕССИМИЗМ И ОПТИМИЗМ
Восточное происхождение пессимизма.
– Поэты-пессимисты.
– Байрон.
– Леопарди.
– Пушкин.
– Лермонтов.
– Пессимизм и самоубийство.
НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ
Сложность нравственных задач.
– Вивисекция и антививисекционисты.
– Изыскания относительно возможности рациональной нравственности.
– Утилитарная и интуитивная теория нравственности.
– Неудовлетворительность обеих.
Личная нравственность.
– История двух братьев, воспитанных при одинаковых условиях, но поведение которых было совершенно различно.
– Позднее развитие чувства жизни.
– Развитие симпатии. – Роль эгоизма в нравственном поведении.
– Христианская нравственность.
– Нравственность Герберта Спенсера.
– Опасность преувеличения альтруизма.
Человеческая природа должна быть видоизменена сообразно известному идеалу.
– Сравнение с изменением в природе растений и животных.
– Шланштедтская рожь.
– Растения, культивированные Бербанком.
– Идеал ортобиоза.
– Безнравственность невежества.
– Роль гигиены в общественной жизни.
– Место альтруизма в нравственном поведении.
– Отсутствие метафизических воззрений в теории ортобиоза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий