2.04.18
Оглавление
50 ПРИЁМОВ ПИСЬМА Рой Питер Кларк 
Оглавление
Прием письма ¹1: Соблюдайте порядок слов ............................................................................................ 2 
Прием письма ¹2: Используйте сильные глаголы Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Сильные глаголы создают действие, экономят слова и раскрывают игроков И Флеминг и Галл избегают определений глаголов, которые обычно сопровождают глаголы в примитивных текстах, как ракушки облепляют корпус судна: — Вроде бы — Скорее — Похоже — Должно быть — Кажется — Возможно — Обычно Соскребите этих «ракообразных» на стадии проверки текста, пусть корабль Вашей прозы идет к смыслу беспрепятственно и с хорошей скоростью...................................................................................... 
3 Прием письма ¹3: Осторожно с наречиями В лучшем случае наречия выделяют глагол или прилагательное. В худшем, они повторяют смысл, который уже есть в самой части речи: удаление наречий сокращает предложение, заостряет смысл и дает свободу глаголу ............................................................................................... 5 
Прием письма ¹4: Точка как сигнал остановки Ставьте сильные слова в начале и в конце предложений и абзацев. Точка служит сигналом остановки. Любое слово после точки говорит: «Посмотрите на меня» Самое главное слово появляется «в конце». Использование этого правила (античной риторической фигуры) улучшит Вашу прозу в мгновение ока.......................................................................................... 
6 Прием письма ¹5: Позвольте словам работать в полную силу Чтобы соблюдать территорию слова, нужно видеть разницу между намеренным и ненамеренным повторением. О стиле Хэмингуэя: он часто повторяет такие слова, как «стол», «скала», «рыба», «река», «море» — потому что попытка найти для них синоним напрягает авторский глаз и читательское ухо. . 
Разбейте слова на три категории: 
а) Служебные слова (сказал, который). 
б) Базовые слова (дом, река). 
в) Особые слова (силуэт, звенеть).
.. 
7 Прием письма ¹6: Играйте со словами ...................................................................................................... 
8 Прием письма ¹7: Выясняйте подробности ............................................................................................... 
9 Прием письма ¹8: Ищите оригинальные образы  «Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которую Вы часто видите в печатном тексте», ..................................................................................... 
 Прием письма ¹9: Пишите просто и доходчиво ...................................................................................... 11 
Прием письма ¹10: Докапывайтесь до истоков сюжета .......................................................................... 12 
Прием письма ¹11: Посторониться или покрасоваться Когда новость или предмет очень серьезны — преуменьшайте. Когда тема наименее серьезная — преувеличивайте. Чем серьезнее и напряженнее тема, тем больше самоустраняется автор, создавая впечатление, будто история «рассказывает себя сама». Если тема игрива и незначительна, автор может показать себя. Итак, посторониться или покрасоваться. ........................................................................... 14 
Прием письма ¹12: Контролируйте РИТМ. , изменяя длину предложений., Пишите, комбинируя длинные, средние и короткие предложения. Создавайте звуки, приятные для слуха читателя. Не пишите просто слова. Пишите музыку. ................................................................................................ 15 
Прием письма ¹13: Покажи и расскажи  Хорошие авторы поднимаются и спускаются по лестнице абстракции. Внизу окровавленные ножи и четки, обручальные кольца и бейсбольные карточки. Наверху — слова, которые обращаются к высоким смыслам, такие как «свобода» и «грамотность». Помните о середине лестницы — о ступеньках, где притаились бюрократия и общественность. ................................................................................................... 17 
Прием письма ¹14: Интересные имена.Помните, что авторы, благодаря тренировке и особенностям характера, клюют на людей с интересными именами и места с необычными названиями.................................................................................................... 18 
Прием письма ¹15: Раскрывайте черты характера через сценки, детали и диалоги.................................................................................. 20 
Прием письма ¹16: Странное и интересное: ставь их рядом................................................................... 21 
Прием письма ¹17: Количество элементов 
Число один: заявить Девушка одна. 
Число два: сравнить Правда или ложь. 
Число три: окружить Начало, середина и конец. В письме, в отличие от математики, число три больше четырех. Чудо числа три в том, что оно дает большую цельность, чем четыре и больше. Как только мы добавим четвертую или пятую деталь, мы потеряем скорость, мы выбиваемся из круга целостности
Число четыре и больше: сосчитать 
В итоге: 
Используйте один для силы. 
Используйте два для сравнения и контраста. 
Используйте три для полноты, цельности, законченности. 
Используйте четыре и более для списка, описания, собрания и расширения
.............................................................................................. 23 
Прием письма ¹18: Внутренняя интрига текста....................................................................................... 25
 Прием письма ¹19: Работа с голосом ....................................................................................................... 26 
Прием письма ¹20: Возможности повествования .................................................................................... 28 
Прием письма ¹21: Цитаты и диалоги...................................................................................................... 29 
Прием письма ¹22: Будьте начеку ............................................................................................................ 31 
Прием письма ¹23: Рассыпайте по пути золотые монеты....................................................................... 32 
 письма ¹24: Давайте название большим частям ..........................................................................  Прием письма ¹25: Повторение................................................................................................................ 36 
Прием письма ¹26: Не бойтесь длинных предложений........................................................................... 37 
Прием письма ¹27: Импровизируй........................................................................................................... 39 
Прием письма ¹28: Используйте зрительные образы.............................................................................. 40 
Прием письма ¹29: Описывайте место события ...................................................................................... 42 
Прием письма ¹30: Пиши заключительную часть. И точка .................................................................... 44 
Прием письма ¹31: Параллельные конструкции...................................................................................... 45 
Прием письма ¹32: Переход от приемов к привычке .............................................................................. 47 
Прием письма ¹33: Репетиция .................................................................................................................. 48 
Прием письма ¹33: Репетиция .................................................................................................................. 50 
Прием письма ¹34: Режьте по-крупному, затем по мелочи..................................................................... 51 
Прием письма ¹35: Пунктуация................................................................................................................ 52 
Прием письма ¹36: Пишите себе миссию ................................................................................................ 54
 Прием письма ¹37: Затяжные проекты..................................................................................................... 55 
Прием письма ¹38: Шлифуйте бриллианты............................................................................................. 56 
Приѐм письма ¹39: Залог глагола ............................................................................................................. 57 
Прием письма ¹40: Ломаная линия .......................................................................................................... 59 
Прием письма ¹41: Рентгеновское чтение ............................................................................................... 61 
Прием письма ¹42: Абзацы....................................................................................................................... 62 
Прием письма ¹43: Самокритика. Начните с легкой и приятной, закончите грубой и откровенной.... 64 
Прием письма ¹44: С мира по нитке ........................................................................................................ 65 2 
Прием письма ¹45: Предвосхищение ....................................................................................................... 66 
Прием письма ¹46: Журналисты, заводите моторы! ............................................................................... 68 
Прием письма ¹47: Сотрудничество......................................................................................................... 69 
Прием письма ¹48: Создайте себе группу поддержки............................................................................. 71 
Прием письма #49: Учитесь на критике .................................................................................................. 72 
Прием письма #50: Процесс письма ........................................................................................................ 74 
Спасибо, что были со мной весь год, и изучали «Приемы Письма»...................................................... 75 
Институт Пойнтера [Poynter Institute]........
Уильям Странк, мастер риторики 
Рейтинг слов-паразитов 
Покопавшись в памяти, учебниках, заметках коллег и наставлениях великих, составил топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше.
1. Слово «очень».
Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу и вашу репутацию.
2. Притяжательные местоимения
Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
3. Канцеляризмы
Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишите плохой пресс-релиз, а не заметку.
Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.
4. Бюрократический жаргон
«Изменение структуры занятости» скорее всего означает массовые увольнения, облавы на призывников – «мероприятиями по обеспечению явки», а «несанкционированный отбор газа из ГТС для технологических нужд» — тырить газ.
Да, и вот еще: «приступил к осуществлению начала старта» означает «начал».
5. Псевдо профессиональная терминология
Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», вместо «денежные средства» — «деньги».
Сотрудники Росгидрометцентра и аудиторы будут настаивать. Не поддавайтесь.
6. Многословие
«Ненужные слова опускать», Уильям Стрэнк, «Элементы Стиля». Правило семнадцать в главе «Принципы композиции».
Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем.
Ну, и, соответственно, «Если без этого текста…»
7. Назидательность.
Лучшая позиция для автора: «равный читателю». Никто не хочет, чтобы его поучали, мало того, чаще всего у рассказчика нет на это никаких оснований.
8. Заигрывание.
Самые ужасные тексты – те, в которых старательно шутят.
9. Пассивный залог
«Это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно». Стивен Кинг.
Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. «Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной» – так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: «Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван». Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же черт его дери, мертвое! Что, трудно до этого допереть?
Пассивный залог – это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно. Как вам такое: «Мой первый поцелуй всегда будет вспоминаться мной как время, когда был начат наш роман с Шайной». Выразить ту же мысль куда проще, приятнее и сильнее можно так: «Наш роман с Шайной начался с первого поцелуя. Я его никогда не забуду».
10. Наречия при глаголе.
«Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?
11. Качественные прилагательные.
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с
семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит
вилла на берегу Черного моря».
12. Слово «качественный»
Я знаю одну компанию, занимающуюся стартапами в Интернете, в которой менеджерам запретили использовать словосочетание «качественный контент». Это буквально изменило их жизнь. Теперь им и правда пришлось заботиться о том, чтобы на самом деле объяснять идеи своих проектов.
Видимо следующие на очереди – производители продуктов питания. Что кроется за фразой «качественные пельмени»?
13. Субстантивы
Отглагольные существительные с окончанием «-ние»: «делание», «рисование», «движение». Отвратительно, не правда ли?
Заменяем на глаголы. «Завершение» и «завершил».
14. Повторяющиеся слова
«Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
15. Присоединенные глаголы
«Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» vs «участвовать», «заявить», «решить».
16. Запятые
Точка – лучший знак препинания.
Ну и последнее:
Правила можно нарушать. Но если только твердо уверен, что пишешь хорошо. Если не уверен, то лучше следовать правилам. Уильям Странк, мастер риторики
Покопавшись в памяти, учебниках, заметках коллег и наставлениях великих, составил топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше.
1. Слово «очень».
Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу и вашу репутацию.
2. Притяжательные местоимения
Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
3. Канцеляризмы
Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишите плохой пресс-релиз, а не заметку.
Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.
4. Бюрократический жаргон
«Изменение структуры занятости» скорее всего означает массовые увольнения, облавы на призывников – «мероприятиями по обеспечению явки», а «несанкционированный отбор газа из ГТС для технологических нужд» — тырить газ.
Да, и вот еще: «приступил к осуществлению начала старта» означает «начал».
5. Псевдо профессиональная терминология
Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», вместо «денежные средства» — «деньги».
Сотрудники Росгидрометцентра и аудиторы будут настаивать. Не поддавайтесь.
6. Многословие
«Ненужные слова опускать», Уильям Стрэнк, «Элементы Стиля». Правило семнадцать в главе «Принципы композиции».
Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем.
Ну, и, соответственно, «Если без этого текста…»
7. Назидательность.
Лучшая позиция для автора: «равный читателю». Никто не хочет, чтобы его поучали, мало того, чаще всего у рассказчика нет на это никаких оснований.
8. Заигрывание.
Самые ужасные тексты – те, в которых старательно шутят.
9. Пассивный залог
«Это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно». Стивен Кинг.
Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. «Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной» – так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: «Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван». Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же черт его дери, мертвое! Что, трудно до этого допереть?
Пассивный залог – это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно. Как вам такое: «Мой первый поцелуй всегда будет вспоминаться мной как время, когда был начат наш роман с Шайной». Выразить ту же мысль куда проще, приятнее и сильнее можно так: «Наш роман с Шайной начался с первого поцелуя. Я его никогда не забуду».
10. Наречия при глаголе.
«Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?
11. Качественные прилагательные.
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с
семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит
вилла на берегу Черного моря».
12. Слово «качественный»
Я знаю одну компанию, занимающуюся стартапами в Интернете, в которой менеджерам запретили использовать словосочетание «качественный контент». Это буквально изменило их жизнь. Теперь им и правда пришлось заботиться о том, чтобы на самом деле объяснять идеи своих проектов.
Видимо следующие на очереди – производители продуктов питания. Что кроется за фразой «качественные пельмени»?
13. Субстантивы
Отглагольные существительные с окончанием «-ние»: «делание», «рисование», «движение». Отвратительно, не правда ли?
Заменяем на глаголы. «Завершение» и «завершил».
14. Повторяющиеся слова
«Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
15. Присоединенные глаголы
«Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» vs «участвовать», «заявить», «решить».
16. Запятые
Точка – лучший знак препинания.
Ну и последнее:
Правила можно нарушать. Но если только твердо уверен, что пишешь хорошо. Если не уверен, то лучше следовать правилам. Уильям Странк, мастер риторики
Комментариев нет:
Отправить комментарий