16.11.20 Русский язык для Реми.
...Человек является частью очень сложной энергетической системы высшего уровня...
Человек - это часть....
Человек был частью...( Т. падеж!)
Человек будет частью...(Т. падеж!)
...В пассивном залоге подлежащим является предмет(!) или лицо, над которым совершается действие.
...Выражение подлежащего частями речи..
... Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа
Субстантива́ция, или субстантиви́рование (от лат. substantivum — существительное), — переход в разряд имён существительных других частей речи - прилагательных, глаголов, причастий, числительных...
Примеры частей речи, подвергаемых субстантивации в русском языке:
- прилагательное: «больной поправился»
- причастие: «командующий отдал приказ»
- порядковое числительное: «подали на второе»
- собирательное числительное: «двое на качелях»
- наречие: «наше завтра»
- звукоподражательные слова: «услышал мерное тик-так»
- инфинитив: «на покушать», «для посмеяться».
Подлежащее: О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.
- Существительное;
- Прилагательное;
- Причастие;
- Числительное;
- Наречие; - Союз;
- Предлог;
- Частица;
- Междометие;
- Инфинитив;
- Словосочетание;
- Фразеологизм;
- Собственное наименование;
- Предложение
- Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО? или О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?.
- Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
- Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)
Закончить утверждение.
Простое предложение - это предложение, в котором…
Главными членами предложения являются…
Подлежащее и сказуемое составляют…
Распространенное предложение - это предложение, в котором…
Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется…
Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется…
По эмоциональной окраске предложения делятся на …
Побудительные предложения - это предложения, в которых …
Вопросительные предложения - это предложения, в которых …
Прочитать предложения, найти и назвать подлежащее.
Определить, чем выражено подлежащее.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Двое уехали в столицу. Десять делится на два. Оба были заняты серьёзным разговором. Только шестой помог ребёнку выбраться из беды. Первый ответил на пятёрку. | Неслось со всех сторон «ау». Грянуло громкое ура. И опять слышится «бу-бу-бу». Все эти хи-хи, ха-ха – удивляют нас. |
Сегодня не похоже на вчера. Вот настало и роковое послезавтра. Ваше «завтра» мне надоело. Ваше завтра будет прекрасным. | Любить – это прекрасно. Учиться - дело нужное. Нарисовать - это всегда просто. |
У него золотые руки. Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка. В жизни королевы наступили чёрные дни. Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу. | Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков. Журнал «Литературное наследство» опубликовал новые материалы о творчестве М. Булгакова. Млечный путь разостлался по небу. Мать с сыном поедут отдыхать. Пять стульев стояло у стены. |
Способ выражения
подлежащего
Пример
Существительное в им. п.
Мы никогда не ссоримся
Местоимение в им. п.
Солнце светит всем.
Числительное в им. п.
Курить — здоровью вредить.
Прилагательное или причастие в значении существительного
Прошло несколько дней.
Неопределенная форма глагола
Двенадцать делится на шесть.
Наречие
Взрослые иногда не понимают детей.
Вошедший привлек всеобщее внимание.
Междометие
Очевидно не значит верно.
Неделимое словосочетание
Вдали послышалось ку-ку.
Определить, чем выражено подлежащее.
Днем к Семенову приходили отдыхающие.
Желающие купили билеты на концерт.
Провожающие вышли из вагона
Все живое тянется к солнцу.
Никто не бегал по коридору.
Это мне очень нравится.
Меня окружают тысячи удивленных глаз.
Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.
Десятки мальчишек плавали возле лодки.
Жить – Родине служить.
Охранять природу - значит охранять Родину.
Учиться и учиться – вот главная моя задача.
Далече грянуло «ура».
.
Глухое «ау» послышалось из глубины леса.
Ваше «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».
Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Сытый голодного не разумеет.
Вошел высокий военный.
Неизвестный проговорил эти слова, насмешливо улыбаясь.
Что медленно разгорается, то жарче горит.
Наши выиграли.
Никто не хотел уходить с дискотеки.
Две капли брызнули в стекло.
Семеро козлят резвились на лужайке.
Трое друзей играли в хоккей.
Способ выражения
подлежащего
Пример
Существительное в им. п.
Мы никогда не ссоримся
Местоимение в им. п.
Солнце светит всем.
Числительное в им. п.
Курить — здоровью вредить.
Прилагательное или причастие в значении существительного
Прошло несколько дней.
Неопределенная форма глагола
Двенадцать делится на шесть.
Наречие
Взрослые иногда не понимают детей.
Вошедший привлек всеобщее внимание.
Междометие
Очевидно не значит верно.
Неделимое словосочетание
Вдали послышалось ку-ку.
Определить, чем выражено подлежащее.
Днем к Семенову приходили отдыхающие.
Желающие купили билеты на концерт.
Провожающие вышли из вагона
Все живое тянется к солнцу.
Никто не бегал по коридору.
Это мне очень нравится.
Меня окружают тысячи удивленных глаз.
Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.
Десятки мальчишек плавали возле лодки.
Жить – Родине служить.
Охранять природу - значит охранять Родину.
Учиться и учиться – вот главная моя задача.
Далече грянуло «ура».
.
Глухое «ау» послышалось из глубины леса.
Ваше «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».
Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Сытый голодного не разумеет.
Вошел высокий военный.
Неизвестный проговорил эти слова, насмешливо улыбаясь.
Что медленно разгорается, то жарче горит.
Наши выиграли.
Никто не хотел уходить с дискотеки.
Две капли брызнули в стекло.
Семеро козлят резвились на лужайке.
Трое друзей играли в хоккей.
Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»
Сохранилось лишь несколько писем дедушки с фронта.
Что-то сильно волновало сестру.
Ничто не могло повлиять на его мнение.
Сколько минут осталось до начала спектакля?
Упражнение 5.
Найдите подлежащие в следующих предложениях.
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер.
Упражнение 7.
Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.
1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)
Упражнение 8.
Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.
1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый ... начался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с братом появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло ... , а может быть, и больше. 7.... — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?
Упражнение 10.
Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?
На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)
Написать сочинение по картине И. Шевандроновой "На террасе"
Когда я смотрю на картину И. Шевандроновой, меня поражает то, что пользуясь красками автору удалось передать радостное настроение. Ведь так и хочется прыгнуть через окошко в яркую зелень сада.
На переднем плане картины мы видим юношу, который задумчиво, с интересом читает книгу. Он одет в темно-синие брюки, голубую рубашку. Ее он не застегнул, а рукава закатал, потому что, на улице пригревает яркое солнышко.
На заднем плане, за окошком, предстает красивая, зеленеющая природа. Но юношу она не интересует, ведь книга очень интересна мальчику. Книга настолько нравится ему, что он готов читать её сидя в неудобной позе: одной рукой держит книгу, а другой поддерживает первую в локте, ногами упираясь в подоконник, спиной облокотившись на раму окна.
Эта картина мне очень понравилась, она передает атмосферу безмятежности, спокойствия и какого-то домашнего уюта.
Упр. 93, стр 57
Любовница французского короля Людовика XIV, герцогиня Лавальер была весьма популярна в России. Она была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Несмотря на то, что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля своей миловидностью и приветливым нравом. У неё было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна де Бурбон, мадмуазель де Блуа (родилась в 1666 году) и Людовик, граф Вермандуа (род. в 1667 году). Когда Людовик XIV приблизил к себе маркизу де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и постриглась в монастыре кармелиток, в Париже. Годы жизни: 6 августа 1644, Тур - 7 июня 1710, Париж. Луизе Лавальер посвящено значительное место в романе Дюма "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя".
Гоголь упоминает имя герцогини Лавальер в двух произведениях. В "Старосветских помещиках" автор следующим образом описывает интерьер домика, в котором жили Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна:
"Стены комнат убраны были несколькими картинами и картинками в старинных узеньких рамах. Я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, и если бы некоторые из них были унесены, то они бы, верно, этого не заметили. Два портрета было больших, писанных масляными красками. Один представлял какого-то архиерея, другой Петра III. Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачканная мухами".
С одной стороны, портрет герцогини в домике "уединенных владетелей отдаленных деревень" - это примета времени. С другой - подчеркивание, что портрет запачкан мухами, производит комичное впечатление. Эта деталь снижает образ герцогини, бывшей когда-то известной и могущественной. В этом состоит удел многих исторических деятелей - через несколько веков оказаться на задворках цивилизации в довольно неприглядном виде.



Комментариев нет:
Отправить комментарий