понедельник, 26 октября 2020 г.

 26.10.20 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ТЕСТЫ С ОТВЕТОМ. УПРАЖНЕНИЯ

Словосочетание — сочетание двух и более слов, относящихся к самостоятельным частям речи, объединённых по смыслу и связанных подчинительной связью (любимая профессия, прочитать книгу, всегда спокойный).

Запомните!

Словосочетаниями не являются:

  1) подлежащее и сказуемое (лето пришло, день ненастен)

  2) ряд однородных членов, то есть слова, связанные сочинительной связью (громко и весело)

  3) сочетание самостоятельного и служебного слова

  • имя существительное с предлогом (несмотря на усталость, спустя месяц, в течение дня)

  • глагол с частицей (лишь задумался, даже не верится, как будто опечалился, словно обиделся)

  • глагол с союзом (тоже пришёл)

  4) составные формы слова

  • степени сравнения имен прилагательных и наречий (менее убедительный, самый умный)

  • составная форма будущего времени глагола (будет происходить)

  5) неделимые фразеологизмы (сломя голову, спустя рукава)

Упражнение № 1

  Укажите, какие пары слов не являются словосочетаниями. Объясните свой ответ.

  1) находиться недалеко

  2) рядом с домом

  3) лес красив

4) всё-таки решился

  5) лишь услышав

  6) машина брата

  7) просто не верится

  8) говорил и смеялся

  9) как будто испугался

  10) около школы

  11) начался дождь

  12) только спросил

  13) водить за нос

  14) несмотря на непогоду

  15) будет участвовать

  16) просьба помочь

 17) давно пустые

  18) поздно ночью

  19) она плачет

  20) более интересный

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное.

Пример: душистой земляникой — зависимое слово душистой повторяет род, число, падеж главного слова земляникой: стоит в тех же формах (единственное число, женский род, творительный падеж), что и главное слово.

Запомните!

При согласовании

  1) главным словом является имя существительное (новая машина, заветная мечта);

  2) зависимым словом может быть имя прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение (частые встречи, летящий мяч, второй подъезд, наше право);

  3) при изменении главного слова меняется форма зависимого слова (новая машина, новой машине, новую машину).

Как определить словосочетание с согласованием:

  1) найдите в указанном предложении имя существительное (как известно, имя существительное является главным словом при согласовании);

  2) задайте от найденного вами имени существительного вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и определите зависимое слово;

  3) убедитесь в том, что найденное вами зависимое слово является либо именем прилагательным, либо причастием, либо порядковым числительным, либо местоимением: а) указательным (тот, та, то, те, этот, эта, это, эти, такой, такая, такое, такие), б) притяжательным (мой, твой, наш, ваш, свой), в) определительным (любой, иной, другой, каждый, весь, вся, всё, все, сам, сама, само, сами), г) неопределённым (какой- то, некоторый и др.);

  4) измените падеж главного слова и убедитесь в том, что при изменении главного слова меняется форма зависимого слова: оно в точности повторяет падеж главного.

Упражнение № 2

Выполните тест.

Задание № 1. Из приведённого ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мною окно в мир неизвестного, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький)

Ответ: каждая книга

Задание № 2. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Сознательно читать я научился, когда мне исполнилось четырнадцать. В эти годы меня уже не увлекала только фабула книги, я начинал понимать красоту описаний, задумываться над характерами героев, смутно догадывался о целях автора книги и тревожно чувствовал различие между тем, о чём говорила книга, и тем, что внушала жизнь. (М. Горький)

Ответ: (в) эти годы

Задание № 3. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Книги продолжали открывать предо мною новое; особенно много давали мне журналы с иллюстрациями. Их картинки изображали города, людей и события иностранной жизни, всё более и более расширяли предо мною мир. (М. Горький)

Ответ: иностранной жизни

Задание № 4. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет Фарадея, прочитал статью о нём и узнал, что Фарадей был рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой. «Как же это? — недоверчиво думал я. — Значит, кто-нибудь из землекопов тоже может сделаться учёным? И я могу?» (М. Горький)

Ответ: (в) каком-то журнале

Задание № 5. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Окрыляя ум и сердце, книги помогли мне подняться над болотом жизни, где я утонул бы без них, захлебнувшись глупостью и пошлостью. Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и скольких страданий стоило это ему. (М. Горький)

Ответ: скольких страданий

Задание № 6. Из приведённого ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Во всём, что сделано и делается человеком, заключена его душа, всего больше этой души в науке, в искусстве, всего красноречивее и понятнее говорит она в книгах. (М. Горький)

Ответ: этой души

Задание № 7. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Нередко я плакал, читая книги: так хорошо рассказывалось в них о людях, так милы и близки становились они. И я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. (М. Горький)

Ответ: торжественные обещания

Задание № 8. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Жалеть людей — это тяжело, всегда хочется радостно любить кого-нибудь, а любить было некого. Тем горячее я полюбил на всю жизнь книги. (М. Горький)

Ответ: (на) всю жизнь

Задание М 9. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Хотя я и прочитал несколько книг, но всё-таки желания читать у меня не было, да и времени на это не хватало. Но скоро само желание появилось и сразу же стало мукой — об этом я подробно рассказал в повести «В людях». (М. Горький)

Ответ: само желание

Задание № 10. Из приведённых ниже предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Нашлись ещё мальчики, которые читали Робинзона, все хвалили книгу. Я был обижен, что бабушкина сказка им не понравилась. И тогда я решил сам прочитать Робинзона, чтобы тоже сказать о нём: «Это чушь!» (М. Горький)

Ответ: бабушкина сказка

https://grammarian.ru/teaching/11practical/2.html -ПРОДОЛЖЕНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ

----------------------------------------------------------



https://saharina.ru/tests/test.php?name=test86.xml

https://obrazovaka.ru/test/vidy-svyazi-v-slovosochetanii.html

https://obrazovaka.ru/test/upravlenie-primykanie-soglasovanie-tablica-8-klass.html

http://www.zlat.spb.ru/CatalogImages/File/pdf/chapters/978-5-86547-868-3.pdf УПРАЖНЕНИЯ


Выделяют три вида подчинительной связи слов (т.е. одно слово зависит от другого) :

  • согласование,
  • управление,
  • примыкание.

1. Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, например:

1) доро­гая книга (зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже);

2) моей книгой (зависимое местоимение-прилагательное моей согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже);

3) улыбающееся дитя (зависимое причастие улыбающееся со­гласуется с существительным дитя в единственном числе, сред­нем роде, именительном падеже);

4) второго сорта (зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, ро­дительном падеже);

5) река Днепр (за­висимое существительное Днепр согласуется с суще­ствительным река в единственном числе, именительном па­деже).

  • При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним: тенистый сад — тенистого сада — тенистым садом — о тенистом саде — тенистые сады.
  • При согласовании зависимое слово может быть выражено:

прилагательным: трудная задача;местоимением-прилагательным: наш друг;причастием: набегающая волна;порядковым числительным: второй подъезд;количественным числительным в косвенных падежах: с тремя товарищами.

2. Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога, например:

1) ку­пить книгу (зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное гла­голом купить);

2) войти в комнату (зависимое существительное комната стоит в винительном паде­же с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом войти);

3) поссориться с ним (зави­симое местоимение он стоит в творительном падеже с предло­гом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом поссориться);

4) кро­вать больного (зависимое слово боль­ного — субстантивированное прилагательное — стоит в роди­тельном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать;

5) встретился с тро­ими (зависимое числительное трое сто­ит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться).

  • При изменении главного слова форма зависимого не меняется: купить журнал — купил журнал — купят журнал — купивший журнал — купив журнал.
  • При управлении зависимое слово может быть выражено:

существительным: разбить вазу;местоимением-существительным: сказать ему;количественным числительным: разделить на пять;

другими частями речи в значении существительного: ухаживать за больными.

    3. Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно, например:

    1) приехать вчера ( наречие вчера примыкает к глаголу приехать);2) выйти освежиться (неопределённая форма глагола освежиться примыкает к глаголу выйти );3) идти прихрамывая (деепричастие прихрамывая примыкает к глаголу идти).

    • При примыкании зависимое слово может быть выражено:

    наречием: громко плачет;

    инфинитивом: готов помочь;

    деепричастием: работать не переставая;

    формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик постарше, подойти ближе;

    неизменяемым притяжательным местоимением: её подруга;

    неизменяемым прилагательным: юбка клёш.

    • См. подробно: Перечень неизменяемых слов.

    Упражнения на тему «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»

    Упражнение 1. Определите виды подчинительной связи слов в словосочетаниях.

    Новый стадион, весенние цветы, разбушевавшееся море, на­ша школа, второй отряд, ножка стола, пенал Миши, ящичек с рисунками, кофе по-варшавски, чрезвычайно опасный, детски простодушный, похожий на отца, восемь копеек, поймать окуня, отрубить топором, выехать из города, перепрыгнуть через ручей, очень устать, повернуть назад, отвернуться улыбаясь, по-зимнему холодно, что-то непонятное.

    Упражнение 2. Составьте из каждой пары слов словосочетания, укажите виды подчинительной связи слов в словосочетаниях.

    Ранний, весна; сегодняшний, газета; революционный, деяте­ли; твой, сочинение; волнующийся, море; разбушевавшийся, ре­ка; шашлык, по-кавказски; платок, Катя; витрина, магазин; лодка, мотор; фонарик, батарея; немой, рождение; встретить, медведь; рисовать, карандаш; выбежать, класс; влезть, крыша; сбежать, горка; встретиться, друзья; начать, сначала; идти, прихрамывая; по-матерински, ласково.

    См. также: Упражнения к теме «Словосочетание».


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

     3.11.25 АА Микулин. Причины отказа от еды на ночь ТЕЗИСЫ ПО МИКУЛИНУ О ВРЕДЕ ПОЗДНЕЙ ЕДЫ https://www.youtube.com/watch?v=xiPZRnMWHDU 1. По...