23.10.18 КОНЦЕРТ В ХАТОБЕ. В ПРОГРАММЕ ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕОНТОВИЧА Н., ГОЛОС ПЕВИЦЫ СОЛОМИИ КРУШЕНИЦКОЙ, ДЖАЗ.


Репетиция концерта:

В Харькове пройдет бесплатный концерт в ХНАТОБе. Как рассказали Vgorode организаторы, цель концерта-истории "Лінія культури" — показать украинцам и на Востоке, и на Западе, что наши соотечественники не только развивали свою культуру, но и меняли мир.

В Харькове пройдет бесплатный концерт в ХНАТОБе. Как рассказали Vgorode организаторы, цель концерта-истории "Лінія культури" — показать украинцам и на Востоке, и на Западе, что наши соотечественники не только развивали свою культуру, но и меняли мир.
В рамках проекта выбрали троих известных украинских музыкантов: "отца" популярной рождественской мелодии Николая Леонтовича, оперную диву Соломию Крушельницкую и человека, который научил джазу Глена Миллера и Джорджа Гершвина — Джозефа Шиллингера.
Произведения разных жанров, в которых работали эти музыканты, — народную музыку, оперу и джаз — объединят в единую концертную программу, которая будет сопровождаться анимационными биографическими мини-фильмами.
Произведения разных жанров, в которых работали эти музыканты, — народную музыку, оперу и джаз — объединят в единую концертную программу, которая будет сопровождаться анимационными биографическими мини-фильмами.
Концерт пройдет в трех городах: Харькове, Виннице и Тернополе.
"Харьковчанин Шиллингер создал систему, по которой учились все джазовые исполнители мира", — рассказали организаторы. —
"Проект призван разбить постсоветские и постимперские комплексы и вызвать у украинцев чувства единства и гордости за своих земляков, вдохновляя сохранять и развивать свою культуру. Проект демонстрирует, что украинцы из разных регионов в разные времена внесли весомый вклад в мировую культуру и искусство. Не всегда обычные украинцы понимают это так же, как и не понимают возможность формирования совместных ценностей через культуру. На примере этого проекта мы стремимся показать, что культура может объединять регионы, которые думают, что в их культурных традициях нет ничего общего".
"Проект призван разбить постсоветские и постимперские комплексы и вызвать у украинцев чувства единства и гордости за своих земляков, вдохновляя сохранять и развивать свою культуру. Проект демонстрирует, что украинцы из разных регионов в разные времена внесли весомый вклад в мировую культуру и искусство. Не всегда обычные украинцы понимают это так же, как и не понимают возможность формирования совместных ценностей через культуру. На примере этого проекта мы стремимся показать, что культура может объединять регионы, которые думают, что в их культурных традициях нет ничего общего".
Концерт в Харькове состоится 23 октября в 18:30 в здании ХНАТОБа (СХІД OPERA).
Вход свободный, но необходима или по телефону: 066 147 57 46.
| Основная информация | |
|---|---|
| Полное имя | Николай Дмитриевич Леонтович |
| Дата рождения | 1 (13) декабря 1877 |
| Место рождения | |
| Дата смерти | 23 января 1921[1][2][…](43 года) |
| Место смерти | |
| Страна | |
| Профессии | |
| Жанры | опера |
В 1887 году Леонтович поступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.
В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, например, для сборника Богогласник, беря за образец обработки Николая Лысенко.
В 1898 году Леонтович окончил духовную семинарию и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году издал первый сборник песен Подолья. В 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.
В 1903–1904 годах на время каникул ездил в Санкт-Петербург для обучения в Государственной императорской капелле [4] [5].
Осенью 1904 года оставляет Подолье и переезжает на Донбасс, где устраивается преподавателем пения и музыки в железнодорожной школе станции Гришино (в настоящее время город Покровск), проработав там с 1904 по 1908 годы. Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Болеслава Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.
В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принёсшую ему большой успех у киевской публики.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
– Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижёр и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича.
После установления Советской власти Леонтович некоторое время работает в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижёром Григорием Верёвкой — в Народной консерватории, а также на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.
Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919—1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением — народно-фантастической оперой «На праздник русалок» по одноименной сказке Бориса Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижёра. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок».
В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко[6]. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах.[
Список произведений[править | править код]
Опера:
- «На русалчин великдень» (по сказке Б. Гринченко, 1919, неоконченное; 1975 М. Скорик завершил, отредактировал и инструментовал для современного состава симфонического оркестра);
Хоры на слова украинских поэтов:
- «Льодолом», «Літні тони» (оба на сл. Г. Чупрынки),
- «Моя пісня» (сл. К. Белиловского),
- «Легенда» (сл. Н. Вороного);
Композиции на литургические тексты:
- Литургия св. Иоанна Златоуста,
- Молебен,
- Части Всенощной;
Хоровые обработки украинских народных песен (более 150)
|
ЩЕДРИК
|
Шиллингер, Иосиф Моисеевич
Иосиф Моисеевич Шилингер, также Джозеф Шиллингер (англ. Joseph Schillinger; (31 августа 1895, Харьков — 23 марта 1943, Нью-Йорк) — советский и американский композитор, музыкальный педагог и музыковед, прежде всего известный своей системой музыкальной композиции Шиллингера.
Биография[править | править код]
| Иосиф Моисеевич Шиллингер | |
| Основная информация | |
|---|---|
| Полное имя | Иосиф Моисеевич Шиллингер |
| Дата рождения | 31 августа 1895 |
| Место рождения | Харьков, Российская империя |
| Дата смерти | 23 марта 1943 (47 лет) |
| Место смерти | Нью-Йорк, США |
| Страна | |
| Профессии | |
.
В 1917 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции, фортепиано и дирижирования. Преподавал композицию в Харькове с 1918 года, в 1919-22 годах руководил Украинским симфоническим оркестром там же, преобразованном им в Эстрадно-симфонический оркестр Украины, прообраз первого в мире симфо-джаза. В 1922-28 годах — консультант Народного Комиссариата образования Петрограде, затем в Ленинграде. В 1928 году, будучи сопредседателем с Б. В. Асафьевым по линии Ассоциации международной музыки, направился на стажировку в США, где в Нью-Йорке жила его тетка по отцу Надежда Шиллингер. В это же время в качестве советского резидента в Америку выехал изобретатель и музыкант Л. С. Термен, находившийся в дружеских отношениях с Шиллингером с консерваторской скамьи. Там они дали ряд громких концертов для терменвокса (фр. -- голос Термена), первого в мире бесконтактного музыкального синтезатора на основе электромагнитных излучений, изобретенного Терменом. В США Шиллингер подготавливает почву для эмиграции и в 1929 году окончательно покидает СССР, забрав с собой партитуры музыкальных произведений и личный архив.
Шиллингер был известен также как поэт, математик, художник, скульптор, фотограф, первый в России пропагандист джаза, а также один из лидеров АСМ (Ассоциации современной музыки).
Шиллингер был одним из заметных композиторов раннего советского периода, был другом Дмитрия Шостаковича и Льва Термена. Создал одно из первых академических произведений для терменвокса (с оркестром). Эмигрировав в США, Шиллингер почти полностью перестал сочинять музыку, переключившись на занятия музыкальной теорией и педагогикой.
Joseph Schillinger (1895-1943) Five Pieces Op. 12 No.1
Schillinger First Airphonic Suite (live recording Minsk 2017)
Одно из первых в истории музыки произведений, написанных специально для терменвокса, входит в репертуар всех ведущих терменвоксистов мира. Шиллингер прославился не только как композитор, но и как создатель собственной системы композиции и педагог (среди учеников - Дж. Гершвин).
One of the first original theremin music in the world music history is a part of repertoir of all the best thereminists. Schillinger was famous not only as a composer, but also as a creator of his own method of composing music and as a teacher (one of his students was George Gershwin).
Терменво́кс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде.




Он был учителем Джорджа Гершвина:
Московский государственный академический симфонический оркестр п/у Павла Когана Дирижер – Владимир Рылов
Солист – Даниил Крамер (фортепиано)
и Гленна Миллера:
Гершвин Рапсодия в стиле Блюз Солист – Даниил Крамер (фортепиано)- знаменитая музыка... 10 СЕНТЯБРЯ 2014 БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
Московский государственный академический симфонический оркестр п/у Павла Когана Дирижер – Владимир Рылов
Солист – Даниил Крамер (фортепиано)и Гленна Миллера:
The Moonlight Serenade-Гленн Миллер:
Дорогие друзья,Глен Миллер не нуждается в моих представлениях,однако далеко не все знают,что в его самой яркой мелодии есть внятный русский след...
" Визитной карточкой коллектива стала баллада самого Милллера «Moonlight Serenade», в истории создания которой обнаруживается российский след: тема была написана в качестве домашнего задания, полученного от эмигрировавшего в США композитора Иосифа Моисеевича Шиллингера, у которого Миллер брал уроки, а автором окончательного текста этой песни стал уроженец Риги Михаил Пашелинский, работавший на Бродвее под псевдонимом Митчелл Пэриш."
, а также (по некоторым данным) Бенни Гудмена, Томми Дорси и др.
Теория Шиллингера, опубликованная посмертно, составляет два огромных тома (1640 страниц) «Системы музыкальной композиции Шиллингера», а также «Математические основы искусств». Концепция моделей (или фигур) стала основополагающей в его теории. Эти модели в приложении к длительностям, высотам и другим параметрам и создавали ритмические мотивы, мелодику и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий