вторник, 2 мая 2023 г.

 2.05.23 

Кемпф, Вильгельм

 "Человек молод до тех пор, пока он не потерял способности волноваться"

Вильгельм Кемпф (нем. Wilhelm Kempff25 ноября 1895Йютербог — 23 мая 1991Позитано) — немецкий пианист и композитор.


14:35 1st movement 23:20 2nd movement 26:04 3rd movement 43:21 4th movement
Является одним из наиболее выдающихся фортепианных творений Бетховена, по масштабу сравнимым с его Девятой симфонией[2]Фридрих Ницше упомянул сонату в книге «Человеческое, слишком человеческое»[3]:

Посв. эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. 1817-18
`Große Sonate für das Hammerklavier`

1. Allegro
2. Scherzo: Assai vivace
3. Adagio sostenuto. Appassionato e con molto sentimento
4. Introduzione: Largo - Fuga: Allegro risoluto\


--------------------------------------------------------------










This is a historic interpretation from one of the greatest all-time pianists! Maybe we will not see pianists like Kempf, Rubinstein, Horowitz, Arrau, Richter, Gulda, and many others at this century

------------------------------------------------

https://www.youtube.com/watch?v=lML14o7C6r8=10 часов исполнения


--------------------------------------------------


https://www.youtube.com/watch?v=_WtgDFHAVV0 видео пианиста с его постановкой рук


Вильям Кэмпф. Wilhelm Kempff. = 49 мин
Вильгельм Кемпф (нем. Wilhelm Kempff, 25 ноября 1895, Йютербог — 23 мая 1991, Позитано) — всемирно известный немецкий пианист и композитор. Один из величайших пианистов XX века.

03:14 - Papillons op. 2, Schumann
18:06 Beethoven - Sonata No. 14, Op. 27 No. 2
34:50 Beethoven - Sonata No. 27, Op. 90

------------------------------------------------------------------


Вильгельм Кемпф исполняет концерт Шумана ля минор, опус 54. Wilhelm Kempff spielt Schumann - Klavierkonzert a-moll opus 54. 1. Allegro affettuoso - Andante espressivo 00:38 2. Intermezzo. Andantino - attaca 16:15 3. Allegro vivace 21:52
--------------------------------------------------------------
Вильгельм Кемпф исполняет концерт Шумана ля минор, опус 54.
Wilhelm Kempff spielt Schumann - Klavierkonzert a-moll opus 54.

1. Allegro affettuoso - Andante espressivo 00:38
2. Intermezzo. Andantino - attaca 16:15
3. Allegro vivace 21:52


Из Интернета

...Друзья, что в исполнении этих старых мастеров Горовиц, Рубинштейн, Кемпф?Это волшебство, чудо, это состояние Души, особое, родившееся в другой эпохе.Это нельзя получить извне, ни в каком образовании.

-------------------------------------------------------------------



Вильгельм Кемпфф  родился в 1895 году под Берлином, детство его прошло в Потсдаме. Наряду с гимназией он посещал и Берлинскую высшую школу музыки по классу фортепиано, который вёл Генрих Барт, ученик Таузига и Бюлова.
 В 1918 году он дебютировал с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. 
Свои первые зарубежные сольные гастроли пианист провёл в 1919 году в Швеции и Финляндии
В 1920 году были сделаны первые грамзаписи. 
В 1924 году он впервые исполнил свою Вторую симфонию – с Вильгельмом Фуртвенглером за дирижёрским пультом. 
В 1930 году в Потсдаме Вильгельм Кемпфф впервые предложил вниманию публики фортепианный цикл, в который входило 32 фортепианных сонаты Бетховена
Всего за свою жизнь пианист исполнил свыше 50 таких музыкальных циклов. 
История сохранила для нас высказывание великого пианиста: «Мне посчастливилось жить в эпоху «Бехштейна»».
После окончания Второй мировой войны Вильгельм Кемпфф возобновил свою международную концертную деятельность. 
Широкую известность приобрели его ежегодные мастер-классы по интерпретации фортепианных произведений Бетховена, которые проходили в Позитано на юге Италии. 
Вильгельм Кемпфф скончался в 1991 году в Позитано.

Биография

Родился в окрестностях Берлина в семье директора королевской музыки, органиста церкви Св. Николая. Его дедушка также был органистом, а брат Георг стал директором духовной музыки в Эрлангенском университете. После домашнего обучения в раннем детстве с девяти лет занимался в Берлинской высшей школе музыки у Карла Генриха Барта, изучал также композицию под руководством Роберта Кана.

Систематически концертировал с 1917 года, а свой последний концерт он дал в Париже в 1981 году. Всю жизнь гастролировал в различных частях мира. Так, с 1936 по 1979 годы он 10 раз посетил Японию, за что небольшой японский остров назвали Кэмпу-Сан в его честь.

В 1924—1929 гг. возглавлял Штутгартскую консерваторию. Впоследствии предпочитал преподавать в рамках собственных педагогических структур — в частности, с 1957 г. вёл курсы в итальянском городке Позитано (после смерти Кемпфа их работу продолжил его ученик Герхард Опиц).

Имел пятерых детей. Дочь Диана — писательница.

Творчество

Вильгельм Кемпф прилежно записывался в течение шестидесяти лет. До сих пор не потеряли своё значение его пластинки, где звучит музыка БетховенаШуманаБрамсаШубертаМоцартаБахаЛистаШопена. Вильгельм Кемпф впервые осуществил полную запись сонат Франца Шуберта, и тем самым способствовал их популярности. Сонаты Бетховена он последний раз переписал в 1964—1965 годах в связи с внедрением техники стерео. Подобное же произошло и с его записями концертов Бетховена: ради стерео-эффекта он перезаписал их с Фердинандом Ляйтнером.

Камерная музыка представлена в репертуаре Кемпфа совместно с Иегуди МенухинымПьером ФурньеВольфгангом ШнайдерханомПаулем Грюммером и др. Для своих коллег Кемпф был образцом чувства ритма.

Значение

Рассказывают, что когда Кемпф был в Финляндии, композитор Ян Сибелиус попросил его сыграть 29-ю сонату Бетховена «Hammerklavier». Когда же Кемпф закончил, Сибелиус обратился к нему со словами: «Нет, вы играли это не как пианист, Вы играли… как человек».

--------------------------------------

Вильгельм Кемпф — всемирно известный немецкий пианист и композитор, один из величайших пианистов 20 века.
Вильгельм Кемпф родился в 1895 году в городке Ютеборге близ Потсдама. Его дед и отец были известными органистами, а отец, кроме этого, работал еще и хормейстером. 
В детстве Кемпф отличался выдающимися способностями: при поступлении в Берлинскую певческую академию он не только играл, но и свободно транспонировал прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха. Педагогами Кемпфа стали Генрих Барт по фортепиано и Рудольф Канн — по композиции. 

В 1916 году Кемпф начал концертировать и одновременно занялся педагогикой. 
В 1924 году он стал директором Высшей музыкальной школы в Штутгарте, но в 1929-м перешел исключительно на исполнительскую стезю.
Он давал десятки концертов ежегодно, но настоящее признание пришло к нему после Второй мировой войны
Это было в первую очередь признание его интерпретаций Бетховена. Весь цикл из тридцати двух сонат Кемпф исполнял на протяжении всей творческой жизни. Четыре раза фирма «Deutsche Grammophon» выпускала полное собрание сонат Бетховена в исполнении Кемпфа. И при этом каждая запись отличалась от предыдущей. Последняя запись была сделана в 1966 году. 
«В жизни есть вещи,— говорил Кемпф,— которые являются постоянным источником новых переживаний. Есть книги, которые можно постоянно перечитывать, открывая в них новые горизонты,— таковы для меня „Вильгельм Мейстер“ Гёте или эпос Гомера. То же относится и к бетховенским сонатам». 
Критика высоко оценила исполнение Кемпфом сонат Бетховена. «Под пальцами Кемпфа даже кажущаяся иногда классически спокойной поверхность бетховенской музыки приобретает магические свойства. Другие могут играть компактнее, крепче, виртуознее, демоничнее,— но Кемпф ближе к загадке, к тайне, ведь он проникает вглубь без всякого видимого напряжения». 

Однажды Кемпф полушутя, полусерьезно заявил, что он является прямым наследником Бетховена, и пояснил:
 
«Мой учитель Генрих Барт занимался у Бюлова и Таузига, те — у Листа, Лист у Черни, а Черни — у Бетховена. Так что стойте навытяжку, когда разговариваете со мной. Впрочем, в этой шутке есть доля истины, я хочу этим подчеркнуть: для того чтобы проникнуть в творения Бетховена, нужно погрузиться в культуру бетховенской эпохи, в атмосферу, породившую великую музыку XIX века, и вновь возродить ее сегодня».
 У слушателей Кемпфа возникает чувство сопричастности к раскрытию тайны Бетховена. Неизменным для всех бетховенских интерпретаций Кемпфа является этическое начало, глубокая музыкальность, какая-то особая атмосфера погруженности в стихию бетховенской музыки — иногда созерцательно-философская, порой активно-действенная. Исполнение Кемпфа всегда насыщено фантазией, композиторским проникновением в суть исполняемой музыки. Здесь уместно сказать о том, что Кемпф интенсивно занимался сочинением, особенно в юности. 
Две его симфонии в 1920-е годы включил в свой репертуар Вильгельм Фуртвенглер, его романсы пел Дитрих Фишер-Дискау, в 1930-е годы в Германии шла его опера «Семейство Гоцци».
Композиция была для него не просто хобби, его композиторская деятельность сказывалась на его исполнительстве. Отсюда — новое, всегда неожиданное видение давно знакомой музыки, отсюда и свободное дыхание его музицирования, которое критики нередко определяют как «размышление за роялем». «В детстве феи наколдовали мне сильный импровизационный дар, неукротимую жажду облекать в форму музыки внезапные, неуловимые мгновения»,— говорил Кемпф. 
Он любил напоминать, что Бетховен был великим импровизатором
Свобода интерпретации Бетховена проявляется у Кемпфа в ритмике ad libitum ускорении и замедлении темпа в зависимости от музыкального смысла
Ярче всего это качество проявляется в исполнении первой части (Адажио) из Четырнадцатой («Лунной») сонаты Бетховена.
Темповая кривая движется от максимально медленного темпа первого раздела к резкому ускорению во втором и к возвращению первоначального темпа в третьем разделе. В мерной пульсации триолей мы слышим спокойное дыхание вечности. 
Во втором разделе движение внезапно ускоряется чуть ли не в два раза, как будто взволнованные вздохи и стоны страдающей личности героя выходят на первый план. 
В репризе движение успокаивается. При этом неизменным остается глубокий певучий звук, естественная кантилена, певучее виолончельное легато басов.
Не напрасно Кемпфа называли «Казальсом фортепиано», сравнивая качество его звука с кантиленой великого виолончелиста.
Кемпф был одним из пионеров грамзаписи, он продолжал записываться до последних лет жизни. Но, что удивительно, он никогда не повторялся, и даже варианты одной и той же записи отличаются друг от друга. 
«Одно время меня упрекали,— писал Кемпф в середине 1970-х годов,— что мое исполнение излишне экспрессивно, что я нарушаю классические границы. Сейчас меня объявляют старым, рутинным и эрудированным маэстро, вполне овладевшим классическим искусством. А мне кажется, что моя игра не слишком переменилась с тех пор. Недавно я слушал пластинки с собственными записями, сделанными в этом — 1975 — году, и сравнивал их с собственными старыми. И я убедился, что не изменил музыкальных концепций. Ведь я убежден, что человек молод до тех пор, пока он не потерял способности волноваться, воспринимать впечатления».
Вильгельм Кемпф исполняет 14-ую («Moonlight»)  сонату Бетховена.
---------------------------------

БАХ  И С



0:00 : Largo du Concerto pour clavecin en fa mineur (BWV 1056)
3:42 : Choral-Prelude ''Nun komm' der Heiden Heiland'' (BWV 659)
8:14 : Choral-Prelude ''Es ist gewisslich an der Zeit'' (BWV 307 et 734
10:55 : Sicilienne en sol mineur, extraite de la 2e Sonate pour flute (BWV 1031)
14:34 : Choral-Orgue ''Befiehl du deine Wege'' (BWV 727)
16:45 : Choral de la Cantate Herz und Mund und Tat und Leben - ''wohl mir, dass ich Jesum habe'' (BWV 147 ''Jesus, que ma joie demeure'' no.6)
20:08 : Choral-Prelude ''In dulci jubilo'' (BWV 751)
22:17 : Prélude de la Cantate pour I'election du Conseil - ''Wir danken dir, Gott, wir danken dir'' (BWV 29)
26:52 : Choral-Prelude ''Wachet auf, ruft uns die Stimme'' (d'apres BWV 140 no.4 ''Choral du veilleur'')
31:42 : Choral-Prelude ''Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ'' (BWV 639)
34:12 : Gluck - Plainte d'Orphee (Musique de ballet tiree de ''Orphee et Eurydice'')
37:14 : Danse des ombres heureuses (Musique de ballet tiree de ''Orphee et Eurydice'')
---------------------------------------------------



Ludwig van Beethoven: Concerto in do minore n 3 per pianoforte e orchestra op 37
1. Allegro con brio | 1:05
2. Largo | 18:15
3. Rondo (Allegro) | 28:38
...For me no one interprets Beethoven like Kempff does. I think he excelled with the romantics in general (Schumann, Schubert, Chopin etc ) , but he seems to have some particular gift for interpreting Beethoven. Thank you for posting this



"i pasted the tree induvidual pieces in one video because i searched everywhere but diden't find any vesion of beethoven's moonlight sonata complete..."

...No one plays Beethoven, like Kempff. A monster of artistic and phrasing expression. Gentle and powerful, kind and ferocious with an unmistakable sense of restrain. So much that you feel the meaning of every phrase as the composer intended. Simply sublime.

----------------------------------------------------

Вильгельм Кемпф

 (нем. Wilhelm Kempff, 25 ноября 1895, Йютербог — 23 мая 1991, Позитано)

В исполнительском искусстве нашего столетия отчетливо прослеживается существование и даже противоборство двух тенденций, двух принципиально разных артистических позиций и взглядов на роль музыканта-исполнителя. 

Одни видят в лице артиста прежде всего (а иногда и только) посредника между композитором и слушателем, задача которого — бережно донести до аудитории то, что написано автором, самому оставаясь при этом в тени. 

Другие же, наоборот, убеждены, что артист — это интерпретатор в исконном значении слова, который призван читать не только в нотах, но и «между нот», выражать не только мысли автора, но и свое к ним отношение, то есть пропускать их сквозь призму собст­венного творческого «я».

Конечно, на практике такое разделение чаще всего условно, и нередки случаи, когда артисты опровергают свои же декларации собственной игрой. 

Но если есть артисты, облик которых безошибоч­но можно отнести к одной из этих категорий, то 

Кемпф принадлежит и принадлежал всегда ко второй из них. Для него игра на рояле была и остается глубоко твор­ческим актом, формой выражения своих художествен­ных взглядов в такой же мере, как и идей композитора. В своем стремлении к субъективному, индивидуально-окрашенному прочтению музыки Кемпф, пожалуй, явля­ется наиболее ярким антиподом своему соотечественнику Бакхаузу. 

Он глубоко убежден, что «просто приводить в действие нотный текст, словно ты судебный исполни­тель или нотариус, призванный заверить подлинность руки автора, — значит вводить публику в заблуждение. Задача всякого действительно творческого человека, в том числе и артиста, состоит в том, чтобы предначертан­ное автором отразить в зеркале собственной личности».

Так было всегда — с самого начала карьеры пианис­та, но не всегда и не сразу такое творческое кредо при­вело его к вершинам интерпретаторского искусства. В на­чале своего пути он нередко заходил слишком далеко в направлении субъективизма, переступал те границы, за которыми творчество превращается в нарушение воли автора, в субъективистский произвол исполнителя. 

Еще в 1927 году музыковед А. Беррше характеризовал мо­лодого, только недавно вступившего на артистическую стезю пианиста так: «Кемпф обладает очаровательным туше, привлекательным и даже удивляющим как убе­дительная реабилитация инструмента, который долгое время жестоко третировали и оскорбляли. Он настолько ощущает этот свой дар, что часто приходится сомневать­ся, чем он больше упивается — Бетховеном или чистотой звучания инструмента. Я уже указывал на это противо­речие, столь отчетливо проявляющееся в его интерпре­тации Баха; на его склонность распоряжаться динами­кой и красочной палитрой, исходя не из естественного течения и выразительности мелоса, а часто из мгновен­ного, преходящего наслаждения самим звуком».

Со временем, однако, сохранив прежнюю артистиче­скую свободу и не изменяя своим принципам, Кемпф овладел бесценным искусством творить свою интерпрета­цию, оставаясь верным и духу и букве сочинения, что и принесло ему всемирную славу

Много десятилетий спустя другой критик подтвердил это такими строками: «Есть интерпретаторы, которые говорят о «своем» Шо­пене, «своем» Бахе, «своем» Бетховене и при этом не подозревают, что они совершают преступление, присваи­вая чужую собственность. Кемпф никогда не говорит о «своем» Шуберте, «своем» Моцарте, «своем» Брамсе или Бетховене, но он играет таковых, безошибочно и несравненно».

Характеризуя особенности творчества Кемпфа, истоки его исполнительского стиля, приходится говорить сначала о музыканте, а лишь затем — о пианисте. 

На протяжении всей своей жизни, а особенно в период становления, Кемпф интенсивно занимался композицией. И не без успеха — достаточно вспомнить, что две его симфонии еще в 20-х годах включил в свой репертуар В. Фуртвенглер; что в 30-е годы на нескольких сценах Германии шла лучшая из его опер — «Семейство Гоцци»; что позже с его романсами знакомил слушателей Фишер-Дискау, а многие пианисты играли его фортепианные сочинения. Композиция не была для него только «хобби», она служила средством творческого высказывания, а вместе с тем и освобождения от рутины ежедневных пианистических занятий, «вынуждающих подчас забывать об основных принципах музыки — законах формы, гармонии, композиции, контрапункта, извлечения чистого звука и прочее»,- признавался артист.

Композиторская ипостась Кемпфа отражается и на его исполнительстве, всегда насыщенном фантазией, но­вым, неожиданным видением давно знакомой музыки. Отсюда и свободное дыхание его музицирования, кото­рое критики нередко называют «размышлением за роя­лем». 

Кемпф — один из лучших мастеров певучей канти­лены, естественного, плавного легато, и слушая в его исполнении, скажем, Баха, невольно вспоминаешь искус­ство Касальса с его великой простотой и трепетной че­ловечностью каждой фразы. «В детстве феи наколдовали мне сильный импровизационный дар, неукротимую жаж­ду облекать в форму музыки внезапные, неуловимые мгновения», — говорил артист. И как раз эта импро­визационная, а точнее, творческая свобода интерпрета­ции во многом определяют приверженность Кемпфа му­зыке Бетховена и завоеванную им славу одного из луч­ших исполнителей этой музыки в наши дни. Он любит напоминать, что Бетховен и сам был великим импровиза­тором, ненавидел мертвые схемы, штампы, педантич­ность, что Бетховена невозможно представить себе «ра­бом нотных знаков». О том, как глубоко постигает пиа­нист бетховенский мир, говорят не только его интерпре­тации, но и каденции, написанные им ко всем, кроме последнего, концертам Бетховена.

В каком-то смысле, вероятно, правы и те, кто назы­вает Кемпфа «пианистом для профессионалов». Но не в том, конечно, что он обращается к узкому кругу слу­шателей-знатоков,— нет, его интерпретации демократич­ны при всем их субъективизме. Но даже коллеги каждый раз открывают в них немало тонких деталей, нередко ускользающих от других исполнителей.

Однажды Кемпф полушутя, полусерьезно заявил, что он является прямым потомком Бетховена и пояснил: «Мой учитель Генрих Барт занимался у Бюлова и Таузига, те — у Листа, Лист — у Черни, а Черни — у Бет­ховена. Так что стойте навытяжку, когда разговариваете со мной. Впрочем, в этой шутке есть доля истины,— до­бавил он уже всерьез,— я хочу этим подчеркнуть: для того чтобы проникнуть в творения Бетховена, нужно по­грузиться в культуру бетховенской эпохи, в атмосферу, родившую великую музыку XIX века, и снова возродить ее сегодня»,

Самому Вильгельму Кемпфу для того, чтобы по-настоящему подойти к постижению великой музыки, по­надобились десятилетия, хотя блестящие пианистические данные проявились у него в раннем детстве, а склон­ность к изучению жизни и аналитический склад ума об­наружились тоже очень рано, во всяком случае еще до встречи с Г. Бартом. К тому же он вырос в семье с дав­ними музыкальными традициями — и дед и отец его были известными органистами. Детство он провел в го­родке Югеборге, близ Потсдама, где отец работал хор­мейстером и органистом. На вступительных экзаменах в берлинскую «Певческую академию» девятилетний Вильгельм не только свободно играл, но и транспониро­вал в любую тональность прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Директор академии Георг Шуман, ставший его первым педагогом, дал маль­чику рекомендательное письмо к великому скрипачу И. Иоахиму, и престарелый маэстро назначил ему сти­пендию, позволившую заниматься сразу по двум спе­циальностям. Вильгельм Кемпф стал учеником Г. Барта по фортепиано и Р. Кана по композиции. Барт и настоял на том, что юноша должен прежде всего получить широ­кое общее образование. В отличие от многих вундеркин­дов Кемпф прошел полный курс обычной гимназии, прежде чем полностью посвятил себя музыке.

Концертная деятельность Кемпфа началась в 1916 го­ду, но долгое время он совмещал ее с постоянной педа­гогической работой. В 1924 году он был назначен преем­ником прославленного Макса Пауэра на посту директора Высшей музыкальной школы в Штутгарте, но пять лет спустя оставил эту должность, чтобы иметь больше вре­мени для гастролей. Он давал десятки концертов ежегод­но, посетил ряд европейских стран, но настоящее призна­ние получил лишь после второй мировой войны. Это в первую очередь было признание интерпретатора творче­ства Бетховена.

Все 32 сонаты Бетховена вошли в репертуар Виль­гельма Кемпфа с шестнадцати лет и по сей день оста­ются его фундаментом. Четыре раза фирма «Дойче граммофон гезельшафт» выпускала записи полного собра­ния сонат Бетховена, делавшиеся Кемпфом в разные пе­риоды его жизни; последнее вышло в 1966 году. И каж­дая такая запись отличается от предыдущей. «В жизни есть вещи,— говорит артист,— которые постоянно явля­ются источником новых переживаний. Есть книги, которые можно бесконечно перечитывать, открывай в них все новые горизонты, — таковы для меня «Вильгельм Мейстер» Гете и эпос Гомера. То же и с бетховенскими сонатами». Каждая новая его запись бетховенского цик­ла не похожа на предыдущую, отличается от нее и де­талями, и трактовкой отдельных частей. Но неизмен­ными остаются этическое начало, глубокая человечность, какая-то особая атмосфера погружения в стихию бетховенской музыки — подчас созерцательная, философская, но всегда активная, полная стихийного подъема и внут­ренней сосредоточенности. «Под пальцами Кемпфа,— писал критик, — даже кажущаяся иногда классически спокойной поверхность бетховенской музыки приобретает магические свойства. Другие могут играть это компакт­нее, крепче, виртуознее, демоничнее, но Кемпф ближе к загадке, к тайне, потому что он проникает вглубь ее без всякого видимого напряжения».

То же ощущение сопричастности к раскрытию тайны музыки, трепетное чувство «одномоментности» интерпре­тации охватывает слушателя, когда Кемпф исполняет бетховенские концерты. Но вместе с тем в зрелые годы такая спонтанность сочетается в интерпретации Кемпфа со строгой продуманностью, логической обоснованностью исполнительского плана, истинно бетховенской масштаб­ностью и монументальностью. В 1965 году, после гастро­лей артиста в ГДР, где он исполнял концерты Бетхо­вена, журнал «Музик унд гезельшафт» отмечал, что «в его игре каждый звук казался строительным камнем здания, возводившегося с тщательно продуманной и точ­ной концепцией, освещавшей характер каждого кон­церта и вместе с тем исходившей из него. Сочные, вы­разительные мелодические линии, полные фантазии фигурации, красочно нюансированный звук — наряду с необычайно тонким пианизмом — получали в этой мас­терской интерпретации особый вес».

Если Бетховен был и остался для Кемпфа «первой любовью», то Шуберта он сам называл «поздним откры­тием моей жизни». Это, конечно, весьма относительно: в необъятном репертуаре артиста произведения роман­тиков— и среди них Шуберта — всегда занимали значи­тельное место. Но критики, отдавая должное мужест­венности, серьезности, и благородству игры артиста, отказывали ему в необходимой силе и блеске, когда речь шла, например, об интерпретации концертов Листа или Брамса или в конструктивной ясности и стройности архитектоники целого, без которых невозможно донести до слушателей Шуберта во всей полноте. И вот на поро­ге своего 75-летия Кемпф решил как бы заново взгля­нуть на музыку Шуберта. Результат его исканий «за­протоколирован» в вышедшем недавно полном собрании сонат Шуберта, отмеченном, как всегда у этого артиста, печатью глубокой индивидуальности и своеобразия. «То, что мы слышим в его исполнении,— пишет критик Э. Кроэр, — это взгляд в прошлое из настоящего, это Шуберт, очищенный и проясненный опытом и зрелостью… Нельзя сказать, что трактовке Кемпфа недостает спон­танности или пианистического блеска; но все подчинено закону естественно текущей певучести и заставляет вспомнить о песне и лирике как источниках инструмен­тальной интерпретации вообще. Это и объясняет жизнен­ное дыхание его интерпретации, ее тонкую акцентировку, тончайшую культуру звука, ее высочайшую духовную концентрацию. В результате не ощущаются шубертовские «длинноты», все наполняется единым движением мысли и мелодии».

В репертуаре Кемпфа значительное место занимают также многие другие композиторы прошлого. 

«Он игра­ет самого озаренного, воздушного, полнокровного Шума­на, о каком можно мечтать; он воссоздает Баха с ро­мантическим чувством, глубиной и звуковой поэзией; он справляется с Моцартом, проявляя неистощимую жизне­радостность и остроумие; он прикасается к Брамсу с нежностью, но ни в коем случае не со свирепо-насту­пательным пафосом», — писал один из биографов Кемп­фа. Но все же слава артиста сегодня связана именно с двумя именами — Бетховена и Шуберта. И характер­но, что вышедшее в ФРГ к 200-летию со дня рождения Бетховена звучащее полное собрание его сочинений, включало 27 пластинок, записанных либо Кемпфом, либо с его участием.

Вильгельм Кемпф до глубокой старости сохранил огромную творческую энергию. Еще несколько лет на­зад он давал до 80 концертов в год. Важным аспектом многогранной деятельности артиста стала в послевоен­ные годы педагогическая работа. Он основал и ежегодно проводит в итальянском городке Позитано курсы изучения интерпретаций Бетховена, на которые приглашает по 10—15 молодых пианистов, отобранных им во время концертных поездок. Школу высшего мастерства здесь прошли за многие годы десятки талантливых артистов, ставших сегодня видными мастерами концертной эстрады. Один из пионеров грамзаписи, Кемпф и сегодня много записывается. И хотя искусство этого музыканта менее всего может быть зафиксировано «раз навсегда» (он никогда не повторяется, и даже варианты, сделанные во время одной записи, существенно отличаются друг от друга), но и запечатленные на пластинку его интерпретации производят большое впечатление, оставаясь свидетельствами неукротимого творческого духа, верности избранному пути.

«Одно время меня упрекали,— писал недавно Кемпф,— что мое исполнение было излишне экспрессивно, что я нарушал классические границы. Сейчас меня объявляют нередко старым, рутинированным и эрудированным маэстро, вполне овладевшим классическим искусством. А мне кажется, что моя игра не слишком переменилась с тех пор. Недавно я слушал пластинки с собственными записями, сделанными в этом— 1975 го­ду,— и сравнивал их с теми, старыми. И я убедился, что не изменил музыкальных концепций. Что касается конкретных вещей, порожденных непосредственно чувством, я совершенно постоянен. И я благодарен судьбе за это. Ведь я убежден, что человек молод до того момента, пока он не потерял способности волноваться, воспринимать впечатления, переживать».

Статья взята из книги «Современные пианисты», Составители Л. Григорьев, Я. Платек, М.: Советский композитор, 1977 
Статья взята из книги «Современные пианисты», Составители Л. Григорьев, Я. Платек, М.: Советский композитор, 1977 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не старей! Просто не допускай этих 7 вещей | Микулин https://www.youtube.com/watch?v=nf0oy0EKq0Q Человеческое тело - это система, а не случа...