воскресенье, 28 марта 2021 г.

 29.03.21 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕМИ. СОЮЗЫ И ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА




Обобщающим словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём одно­родных членов.

Однородные члены и обобщающее слово, при котором они стоят, отвечают на тот же вопрос и являются одними и теми же членами предложения: 

В поле, в роще, в воздухе – всюду царствовало безмолвие.

Безмолвие царствовало

где? всюду... а ещё точнее?


где? в поле, в роще, в воздухе

Обобщающим словом может быть любой член предложения, например:

подлежащее – В корзинке была дичь: два тетерева и утка

сказуемое – Местоположение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно;

обстоятельство – Пти­ца была везде: в саду, в огороде, на гумнах, на улице,

определение – В селе Тагинке штабы двух дивизий: Железной и Пензенской.

Обобщающими могут быть сочетания слов, например: К чернолесью также принадлежат ягодные деревья: черёму­ха и рябина.

Очень часто обобщающие слова выражаются определитель­ными и отрицательными местоимениями и местоименными на­речиями: всё, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, ни­где, никуда и т. д.


Двоеточие и тире при однородных членах

Когда обобщающее слово стоит впереди однородных чле­нов предложения, то перед однородными членами делается па­уза, а на письме ставится двоеточие, например: 

Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса.

+

Если однородными членами не заканчивается предложение, то после них ставится тире: 

Всё это: цветы, блески, звуки и запахи  давило на глаза.


После обобщающего слова может следовать союз или вводное слово, предупреждающее о перечислении: как-то, а именно, например и др.; перед таким союзом или вводным сло­вом ставится запятая, а после него двоеточие: Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с го­рошком, сосиски с капустой.


УПРАЖНЕНИЯ


1) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 

2) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу.  

3) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.  

4) Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования...

 

Указать, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова. 


1)   Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.


2)   Растения в пустын.. совсем особенные очень крепкие

 без листьев не дающие тени.

3) От дома от деревьев от голубятни и галереи от всего

 побежали далеко длинные тени. 

4) Местоположение усадьбы было хорошо пр..ветливо

 уединенно пр..вольно . 

5) На стройк.. ребята много работали носили кирпичи

 укладывали его уб..рали мусор. 

6) Всё это: цветы блестки звуки и запахи - давило на

 глаза.


1) По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня. 

2) Шум, брань, мычание, блеяние, рев — всё сливается в один нестройный говор. 

3) И море, и небо, и белый песок — все радовало глаз.

 4) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы — зеленели приветливо и свежо. 

5) Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

 


I. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

II. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните  наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.

 


Проанализируйте предложения, найдите в них однородные члены и обобщающие слова там, где они есть. 

1) Виднелись или необработатые песчаные равнины или далекие горы. 

2) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива. 

3) В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн. 

4) Дремали не только леса но и лесные озера и лениные лесные реки с пресной водой.  

5) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать. 

6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. 

 

629. Выделите в предложениях однородные члены, определите их синтаксические функции, укажите вид связи однородных членов (союзная или бессоюзная). Какими частями речи представлены однородные члены предложения? 

1. С балкона видны были дымящиеся сёла луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы. 

2. Тоскливо и медленно проходили дни и вечера. Тел. 

3. Пахло мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой. 

4. И погасли огни, погасли в книжной, в Николкиной, в столовой.  

5. Алферов поёрзал на лавке, раза два вздохнул, затем стал тихо и сахаристо посвистывать. . 

6. Я позвонил и тотчас же услышал лёгкие, быстрые, весёлые шаги, сбегавшие сверху. . 

7. Мальчишки радуются. Прибегают на берег с полными карманами мелких камней и начинают бросать изо всех сил поодиночке; бросают не прямо, а сбоку и вскользь. 

8. На его крупном, в первом загаре лице не было ни росинки, ни паутинки. 

9. Во время долгой и сосредоточенной трапезы все лирические веления отступили перед свежей икрой, ботвиньей, жареными цыплятами, молодой телятиной с овощами и шоколадным тортом, обильно залитым ледяным «Редерером».  


616. Выделите обособленные определения. Охарактеризуйте способы их выражения. Определите условия обособления определений. 

1. Этот третий двор, очень обширный, был похож на сад или на небольшой сквер. 

2. Стоячая лампа, изображающая египетскую царевну, прикрытую зелёным зонтиком с цветами, красила всю комнату нежно и таинственно.


3. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны.


4. Всё небо усеяно звёздами, яркими и бледными, мелкими и большими.


5. Его с трудом держал под мышкою запарившийся паренёк-шофёр, с молодым, блаженно-испуганным лицом счастливчика и балагура. 

6. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную. 

 

7. Вошла девушка, совсем юная, черноглазая, хорошенькая, с ласковой улыбкой. 

 

8. Рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа показался бы музейной ценностью.

9. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотой, стояли печальной симметрией около стен, обитых китайскими обоями.  


617. Выделите обособленные несогласованные определения. Укажите, чем они выражены. Охарактеризуйте условия их обособления. 

1. Это был массивный, средних лет человек, с нездоровой, желтовато-серой кожей надутого лица, с висячими, прикрывающими рот желтыми усами.  

2. Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала.  

3. В снегу, в тяжёлом тулупе, маленький и сгорбленный, он так жалок и беспомощен. 

4. Походка, торопливая, с оглядками, говорит о ветрености и легкомыслии. 

5. Ограда, с ее памятниками, с ее зарослями мальвы, с ее кустами акации, угловыми башенками, вековыми липами и, наконец, ее колокольней, была идеальным местом для игры в прятки. 

6. В нагольном полушубке, в оленьем, надвинутом на уши колпаке, обмотав горло вязаным шарфом, Петр взлез на двухколёсную таратайку, взял вожжи и, затеснив локтем рябого солдата, жавшегося сбочку, выехал со двора.  

7. Скуластый матрос, в короткой стёганой куртке и в падающих из-под нее складками широких коричневых штанах, весело взглянул на Петра Алексеевича, сунул в карман фарфоровую трубочку и, живо перебирая руками, поднял парус. 


618. Выделите обособленные приложения. Установите, чем они выражены. Определите условия их обособления (общие и частные, дополнительные). 

1. Клара, полногрудая, вся в чёрном шелку, уютная барышня, знала, что ее подруга бывает у Ганина.


2. Кавалерист, красивый молодой человек с озабоченным видом, ходил взад и вперёд по комнате.

 

3. Её муж, Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника.


4. Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Женил его Прокофий на казачке – дочери соседа. 

 

5. Старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна. 

6. Здесь, бывало, прогуливались со звучными колотушками ночные сторожа, молодые бравые ребята, мечтавшие от нечего делать поймать не вора, а хорошенькую горничную. 

 

7. Этот потешный старичок, по фамилии Фисун, состоял в нашей губернской земской управе архивариусом.



619. Выделите обособленные приложения. Определите, какие из них передают только определительное значение, а какие имеют добавочные оттенки. 

1. Из столицы Франции он уже не смог сам перевезти книги. Их отправил ему вослед в Петербург князь Куракин, благодетель. Наг. 

2. Возле Головацкого, заложив за спину руки, стоит вольнонаемный конторщик, мещанин Нарцис Феодоров Перепелицын. 

3. Старшие рабочие на заводе из очистной, здоровые мужики в фартуках, отличались во всем грубой решительностью и собственным достоинством. 

4. Сам воевода, Адам Кисель, несмотря на оказываемое покровительство академии, не вводил их в общество и приказывал держать их построже. 

 5. В воздухе держится влажный, белесый кур, застилающий пространство. Из этого кура явятся мокрые, дурно пахнущие староста Михайла и болдинский грамотей, крепостной человек и ходатай по делам Петр Киреев. 

6. Пассажир первого класса, смуглый, широкоскулый человек, по паспорту научный сотрудник Французского географического общества, стоял у борта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

3.11.25 Пропуск ужина как путь к здоровью. АА МИКУЛИН https://www.youtube.com/watch?v=xiPZRnMWHDU Вот свод всех тезисов из речи Микулина «Пр...