24.02.21 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
- Определите тип односоставных предложений, форму
- сказуемых. Укажите неполные предложения.
1.В темноте надышали - с окошек лило ручьями.
2.Справа был болотистый лес, слева – красноватые стволы утёсов.
3.Печально было являться вестником гибели мужа и отца.
4. Люблю тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
5. То ли жарко, то ли зябко, не понять , а сна всё нет.
6. На чужой стороне и сокола зовут вороною.
7.От ночных мыслей чувствуешь себя деревом с гнилой сердцевиной.
8. В темноте, в углу каморки на полу боец в крови.
9.Ещё один взмах веслом – и лодка уткнулась в песчаный берег.
10. Не спеши языком, торопись делом.
Составьте текст (8-10 предложений) на ЛЮБУЮ ВЫБРАННУЮ ТЕМУ. используя односоставные и неполные предложения.
- Перестройте двусоставные предложения в односоставные безличные.
- Северное сияние озарило необъятный снежный простор.
- Большая волна накрыла шлюпку.
- В лесу чудесно пахла черёмуха.
- Перестройте неполные двусоставные предложения в односоставные номинативные.
- В таёжной глуши – охотничья избушка.
- В туманной дали – горный утёс.
- Справа от дороги – памятник погибшим героям
Продолжи суждение:
Двусоставные предложения - это ______________________________________
Найдите односоставные предложения:
а) Приятно пахнет черемухой.
б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.
в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.
3. Определите тип односоставного предложения:
Настоящую нежность не спутаешь ни с чем . ___________________________
4.Приведите примеры трёх назывных предложений. Распространите их.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите безличные предложения:
а) Меня трясло от злобы.
б) Расцвела под окошком белоснежная вишня.
в) Сегодня поздно рассвело.
Замените двусоставные предложения односоставными.
а) С моря дул ветер.-__________________________________________________________________
б) Наступили сумерки.-___________________________________________
В тексте подчеркнуть назывные предложения.
Осень. Она распустила свои крылья. Осень буквально позолотила всё. Листопад. Земля от листьев яркая, нарядная.
Какое суждение верно?
а) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из главных членов.
б) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из второстепенных членов.
в) Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный.
Найдите неполное предложение:
а) Любопытная штука - наша работа.
б) А со двора - на речку.
Исправьте в определениях односоставных предложениях:
а) Волшебная осень парков. Определённо-личное
б) Тихо. Неопределённо-личное
в) Ловишь кружащиеся листья. Двусоставное
г) За рекой поют. Безличное
д) Бредут прохожие, осторожно ступая по золотому ковру. Назывное
Поставьте тире:
а) Жизнь человека чудо из чудес.
б) Золото добывают из земли, а знания из книг.
в) Мы звёздное племя крылатых людей.
Напишите об особенностях употребления односоставных обобщенно-личных предложений. Для ответа используйте изученный теоретический материал и предложения из примеров для наблюдений. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Обобщенно-личное предложение
1. Обозначает действие, которое относится к любому лицу.
2. Помогает передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям.
3. Часто становится афористическим высказыванием.
4. Широко используется в разговорной, публицистической и художественной речи.
Текст для наблюдения:
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам -
Ничто не повторится.
В. Шефнер
Комментариев нет:
Отправить комментарий