27.10.16 АЙКИДО. СО ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ Я НАЧАЛА ХОДИТЬ НА АЙКИДО К М.Л. ЖАЛЬ, ЧТО ПРОПУСТИЛА 3 ГОДА, НО УЧИТЕЛЬ НАЧАЛ ОПЯТЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВОЗИТЬСЯ СО МНОЙ... МНЕ ТРУДНО ВСТАВАТЬ С ТАТАМИ... ЛЕВАЯ КОЛЕНКА НЕ ДАЁТ СМЕЛО ПАДАТЬ ПРИ ПРИЁМАХ СЛЕВА... ВСЁ ЗАБЫЛА, НО НАДО БРАТЬСЯ ЗА СЕБЯ СЕРЬЁЗНО...
http://www.aikidoka.ru/waza_all/ ВСЕ БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ...
книги про айкидо скачать:http://fukukikay.ru/index.php/knigi-aikido.html
http://aikido-msk.ru/books.html-КНИГИ










Ай - Гармония, Любовь, Согласованность.
Ки - Жизненная энергия.
До - Путь.
ИТАК, НАЧАЛИ...
1. ИККЁ ОМОТЭ
Техника Айкидо — Иккё — одна из самых основных и «фундаментальных» техник из всего арсенала приемов Айкидо. О-Сэнсэй придавал очень большое значение данной техники. Базовое исполнение техники практически одинаково для всех направлений айкидо, но для более углубленного изучения техники вам понадобится консультация у вашего инструктора.
http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.29 -
термины - краткий справочник
---------------------------------------------------------------------------
тачи ваза (техника) - техника стоя
сувари ваза - техника сидя
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками
Дори ката - Техника захватов( дори - захват, катате-запястье): как на нас нападают:
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо за куртку
Рё(два)ката дори - Захват за два плеча спереди за куртку
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - захват 2-мя руками за одну руку
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки на груди
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади
Уширо рётэ дори - захват сзади за обе руки
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку
Aihanmi katatedori ikkyo #2 - Shishiya sensei
Ай ханми катате дори, Икке, омоте/ура
http://www.aikidoka.ru/waza_all/ ВСЕ БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ...
книги про айкидо скачать:http://fukukikay.ru/index.php/knigi-aikido.html
http://aikido-msk.ru/books.html-КНИГИ
ИТАК, НАЧАЛИ...
1. ИККЁ ОМОТЭ
Техника Айкидо — Иккё — одна из самых основных и «фундаментальных» техник из всего арсенала приемов Айкидо. О-Сэнсэй придавал очень большое значение данной техники. Базовое исполнение техники практически одинаково для всех направлений айкидо, но для более углубленного изучения техники вам понадобится консультация у вашего инструктора.
http://aikido2.ru/studying/glossary.html-показ терминов с картинками
http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.29 -
термины - краткий справочник
---------------------------------------------------------------------------
Чтобы не запутаться
Будем различать:
Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание
Сложилось несколько стилей Айкидо
Наибольшее распространение получили:
Айкикай - направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба
Син Син Тоицу (Ки-Айкидо) - направление, которое начал развивать мастер Тохея Коичи
Ёшинкан - направление, которое начал развивать мастер Шиода Годзо
Кто есть кто?
В Айкидо существует определенная иерархия:
О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды
Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.
Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:
| Хачи-кю - 8 кю Шичи-кю - 7 кю Рок-кю - 6 кю Го-кю - 5 кю Ён-кю - 4 кю Сан-кю - 3 кю Ни-кю - 2 кю Ик-кю - 1 кю | Шо-дан - 1 Дан Ни-дан - 2 Дан Сан-дан - 3 Дан Ён-дан - 4 Дан Го-дан - 5 Дан Року-дан - 6 Дан Шичи - дан - 7 Дан Хачи-дан - 8 Дан Ку-дан - 9 Дан Дзю-дан - 10 Дан |
Где?
Обучение Айкидо происходит в додзё:
Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана
Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:
Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана
Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:
Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон
сувари ваза - техника сидя
Команды, применяемые на занятиях:
Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!
Страховки - как мы падаем:
Укэми(страховка) ваза(техника) - Техника страховки
Маэ(передний) укэми(страховка) - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо(задний) укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок
Маэ(передний) укэми(страховка) - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо(задний) укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок
Направления, стороны и уровни: куда и как мы падаем и двигаемся:
Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри
Положения тела и стойки - как мы стоим:
Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги(право) ханми(45гр) - Правосторонняя стойка
Хидари(лево) ханми - Левосторонняя стойка
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги(право) ханми(45гр) - Правосторонняя стойка
Хидари(лево) ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками
Перемещения в пространстве - как мы двигаемся:
Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях
Дори ката - Техника захватов( дори - захват, катате-запястье): как на нас нападают:
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо за куртку
Рё(два)ката дори - Захват за два плеча спереди за куртку
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - захват 2-мя руками за одну руку
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки на груди
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади
Уширо рётэ дори - захват сзади за обе руки
Способы удержания и контроля противника - как мы контролируем ситуацию:
Осаэ(контроль) ваза – Приемы удержания
Осаэ(контроль) ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя
Техники Айкидо - как мы защищаемся:
Наге(бросок) ваза(приём) – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении: бросок вперёд навстречу
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением: заканчивается кувырком после удара в шею
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля», только омотэ
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении: бросок вперёд навстречу
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением: заканчивается кувырком после удара в шею
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля», только омотэ
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»
Удары - как нас бьют:
Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку
При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:
| 1 - Ичи 2 - Ни 3 - Сан 4 – Ши (ён) 5 – Го 6 - Року 7 – Шичи (нана) 8 – Хачи 9 – Ку (кю) | 10 - Джю 20 – Нинджю 30 – Санджю 40 – Ёнджю 50 - Годжю 60 – Рокуджю 70 – Шичиджю 80 – Хачиджю 90 – Кюджю 100- Хяку КОМАНДЫ И УКАЗАНИЯ
Сэйрэцу – построиться
Сэйдза – сесть прямо
Мокусо – медитация, настрой на тренировку
Рэй – поклон
Сёмэн-ни рэй – поклон в сторону сёмэна
Тайсо – разминка
Таттэ – встать
Суваттэ – сесть
Камаэ – приготовиться (встать в стойку)
Хадзимэ – начинайте
Ямэ – стоп
Котай – смена
Укэ-тори котай – смена активности в паре
Укэ котай – смена партнера
Мо-итидо (мо-иккай) – еще раз
Маттэ – ждите
Цуги – следующий
Юккури – медленно; медленнее
Хаяку – быстро; быстрее
ОБИХОДНЫЕ НАЗВАНИЯ
Сэнсэй – учитель
Сихан – высшая международная инструкторская категория
Сидоин – международная инструкторская категория
Фукусидоин – младшая международная инструкторская категория
Сэйто – ученик, занимающийся
Дэси – ученик, последователь
Утидэси – ученик, который живет, тренируется и работает в додзё
Сэмпай – старший ученик (по отношению к младшему)
Кохай – младший ученик (по отношению к старшему)
Дан – высшие степени (соответствуют черному поясу)
Кю – низшие степени (соответствуют белому поясу)
Юданся – обладатель черного пояса
Рэнсю – упражнение
Кэйко – тренировка
Эмбу – показательные выступления
Додзё – зал для тренировок
Кай – общество, клуб
Кан – зал, организация
Дзюку – школа
Рю – стиль, школа
Сёмэн – «главная стена» додзё, где обычно расположен портрет Основателя
Татами – циновки, маты для тренировки
Ги (кэйкоги, доги) – костюм для тренировок
Оби – пояс
Курооби/сирооби – черный/белый пояс
Хакама – широкие штаны (для обладателей степеней Дан)
ЧИСЛА
Ить (ити) – один
Ни – два
Сан – три
Си (ён) – четыре
Го – пять
Року – шесть
Сити (нана) - семь
Хати – восемь
Ку (кю) – девять
Дзю – десять
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
Атама – голова
Куби – шея
Ката – плечо
Мунэ – грудь
Хара (онака) - живот
Кинтэки – пах
Мидзооти – солнечное сплетение
Сэнака – спина
Сэсудзи – позвоночник
Кэнко-коцу – лопатки
Ваки – бок
Коси – поясница; бедра
Тэаси – конечности
Удэ – рука от плеча до кисти
Тэ – кисть
Тэкуби – запястье
Котэ – предплечье
Хидзи – локоть
Косоку – тыльная сторона кисти
Сёсоку – ладонь
Кэн – кулак
Юби – палец
Юбисаки – кончики пальцев
Оя-юби – большой палец
Коюби – мизинец
Мякухаку – болевая точка на запястье; пульс
Аси – нога
Хидза – колено
Асикуби – лодыжка
Цумасаки – пальцы ног
Какато – пятка
Кансэцу – сустав
Кинику – мышца, мускул
Судзи – связка, сухожилие
Дзёхансин – верхняя часть тела (выше пояса)
Кахансин – нижняя часть тела (ниже пояса)
НАПРАВЛЕНИЯ И УРОВНИ
Хидари – левый, влево
Миги – правый, вправо
Саю – движение вправо-влево
Маэ – передний, вперед
Усиро – задний, назад
Дзэнго – движение вперед-назад
Сото – вовне, снаружи
Ути – внутрь, изнутри
Омотэ – вперед, в лицо
Ура – назад, за спину
Сёмэн – спереди, прямо
Сокумэн – сбоку, в профиль
Хантай – противоположный; противоположная сторона
Уэ (дзё) – верх, верхний
Сита (гэ) – низ, нижний
Дзёгэ – вверх-вниз
Нака (тю) - середина, средний; в середине, внутри
Дзёдан – верхний уровень (выше плеч)
Тюдан – средний уровень (от плеч до пояса)
Гэдан – нижний уровень (ниже пояса)
Татэ – вертикально, по вертикали
Ёко – горизонтально, по горизонтали; сбоку
Нанамэ – наискосок, по диагонали
Массугу – прямо, строго по прямой
ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЗИЦИИ
Сэйдза – поза на коленях, сидя на пятках
Кэйдза – исходная позиция для перемещения на коленях, пальцы подобраны
Ханми – базовая стойка
Миги ханми – правосторонняя стойка
Хидари ханми – левосторонняя стойка
Ай-ханми – одноименная стойка в паре
Гьяку-ханми – разноименная стойка в паре
Камаэ – состояние готовности к началу движения или приема
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Тайсо – разминка
Котэ маваси – вращение предплечья
Котэ гаэси – поворот предплечья
Котэ хинэри – выкручивание предплечья
Син-кокю – глубокий вдох и выдох
Торифунэ (фунакоги ундо) – упражнение «гребля в лодке»
Фуритама ундо – упражнение « раскачивание шара»
Хайсин ундо – упражнение «растягивание спины»
СТРАХОВКИ
Маэ укэми – кувырок вперед
Усиро укэми – кувырок назад
Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивом рукой)
Ёко укэми – боковая страховка
Тоби укэми – высокая страховка
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Ирими – «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера
Цуги аси – перемещение «последовательным шагом» (без смены стойки ,
вперед с передней ноги, назад с задней)
Аюми аси – перемещение «перекрестным шагом» (без смены стойки,
вперед с задней ноги, назад с передней)
Окури аси - перемещение «приставным шагом» (без смены стойки,
вперед с задней ноги, назад с передней)
Тэнкай – поворот на 180 градусов без шага
Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов
Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки
Тай сабаки (тэнсин, ирими-тэнкан) – шаг с задней ноги и поворот тэнкан
Сикко – перемещение на коленях
ЗАХВАТЫ
Кататэ дори – разноименный захват одной рукой за запястье партнера
Коса дори – одноименный захват одной рукой за запястье партнера
Моротэ дори – захват двумя руками за одну руку партнера
Рётэ дори – захват двумя руками за обе руки партнера
Ката дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча
Рёката дори – захват двумя руками за оба плеча
Мунэ дори – захват за куртку на груди
Содэ дори – захват за рукав куртки (на уровне локтя)
Содэ гути дори – захват за отворот рукава
Катадори мэнути – комбинированная атака: одной рукой захват за куртку
на уровне плеча, другой – удар сёмэн-ути по голове
Усро рётэ дори – захват сзади за оба запястья
Усиро рёхидзи дори – захват сзади за оба локтя
Усиро рёката дори – захват сзади за куртку на плечах
Усиро эри дори – захват сзади за ворот
Усиро куби симэ – захват сзади с удушением
УДАРЫ
Сёмэн ути – прямой режущий удар сверху в голову, нацеленный «разрезать»
корпус укэ по вертикали до пояса
Ёкомэн ути – режущий удар сбоку по диагонали (в висок или ключицу)
Тюдан цки – удар кулаком в корпус
Дзёдан цки – удар кулаком в лицо
Кэрри вадза – удары ногами
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Тэгатана – рука-меч; положение руки, имитирующее формумеча
Кокюхо – подъем кисти и предплечья в форме тэгатана круговым движением
Иккё ундо – подъем рук как при входе в прием иккё с подхватом рук атакующего
Маай – дистанция между партнерами
Атари – касание, попадание; при нанесении удара, состояние, когда удар
достигает цели
Миттяку – плотное касание (при захвате, состояние, когда ладонь укэ
плотно прижата к руке тори
Сэссёку – соприкосновение; точка соприкосновения (контакта) партнеров
Цунагари – связь, контакт между партнерами, при котором через точку
соприкосновения осуществляется взаимодействие между их центрами
Атэми – упреждающий (отвлекающий) удар
Киай – возглас, издаваемый при нанесении удара
Тайминг – согласование своего движения с движением партнера по времени
Кудзуси – выведение (партнера) из равновесия
Мэцкэ – место фокусирования взгляда
Ски – слабое место, «просвет в обороне; место, открытое для атаки
Дзансин – концентрация, сохранение внимания во время исполнения приема
и после его окончания
Нагарэ – непрерывное движение, плавное перетекание одного движения в другое
Тикара (тайрёку) – физическая сила
Карада-но тюсин – центр, центральная ось тела
Дзюсин – центр тяжести
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Тори (нагэ) – партнер, поводящий прием; бросающий
Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент
ВИДЫ ТЕХНИКИ
Кихон вадза – базовая техника
Оё вадза – «прикладная» техника, вариации
Хэнка вадза – изменение приема
Каэси вадза - контртехника
Тати вадза – приемы, проводимые стоя
Сувари вадза – приемы, проводимые на коленях
Ханми хандати вадза – приемы, проводимые следующим образом:
укэ – стоя, тори – на коленях
Омотэ – вариант приема, выполняемый со входом навстречу партнеру
Ура - вариант приема, выполняемый со входом за спину партнера
Ката (ката гэйко) - выполнение приемов строго по классической схеме
ВАРИАНТЫ КАТА-ГЕЙКО
Иппон-иппон – в паре выполняется один прием; обычно один партнер выполняет
прием 4 раза, после этого партнеры меняются активностью
Рэндзоку – выполнение одной парой заданной последовательности приемов,
например от иккё до гокё ; смена активности происходит после выполнения всей последовательности
Какари гэйко – выполнение заданного приема в группе «цепочкой»: несколько укэ,
построившись колонной, по очереди атакуют одного тори.
Дзию кэйко – выполнение в паре отдельных приемов по выбору самих
занимающихся
Рандори – произвольное выполнение приемов против одного или нескольких
противников, от одной оговоренной атаки или от произвольных атак ПРИЕМЫ УДЕРЖАНИЯ
Иккё – первый контроль (прижатие руки)
Никё – второй контроль (вращение предплечья)
Санкё – третий контроль (выкручивание предплечья)
Ёнкё – четвертый контроль (прижатие запястья)
Гокё – пятый контроль (растягивание руки)
Хизи кимэ – фиксация локтя
БРОСКОВЫЕ ПРИЕМЫ
Ирими нагэ – бросок на встречном движении, удерживая шею партнера
Котэ гаэси – бросок поворотом кисти укэ
Сихо нагэ – бросок выкручиванием предплечья за спину укэ
Кокю нагэ – группа бросков без непосредственного болевого воздействия на
суставы, выполняются, используя имеющийся захват или контакт с укэ
Кокюхо – бросок на основе движения кокюхо
Тэнти нагэ – бросок разведением рук вверх и вниз и сведением за спиной укэ
Кайтэн нагэ – бросок круговым вращением в вертикальной плоскости,
опуская руку и голову укэ вниз
Удэ кимэ нагэ – бросок с воздействием на локоть укэ снаружи и снизу
Суми отоси – бросок воздействие на локоть укэ сверху и изнутри
Дюдзи нагэ – бросок «связыванием крест-накрест» рук укэ
Коси нагэ – бросок через поясницу
Футари дори – приемы от захвата двух укэ
Саннин дори – приемы от захвата трех укэ
Футари гакэ – прием от атаки двух укэ
Саннин гакэ – прием от атаки трех укэ
РАБОТА С ОРУЖИЕМ
Танто дори – отбор ножа
Тати дори – отбор меча
Дзё дори – отбор шеста
Дзё нагэ - броски с помощью дзё
Субури – отработка ударов
Кумитати – заданная последовательность атак и ответных действий
Мэн – прямой удар
Кэса гири – удар по диагонали
Гьяку кэса гири – обратный удар по диагонали
Цки – колющий удар
Бараи – блок, защита
Камаэ – стойка
Дзёдан-но камаэ – верхняя стойка; меч занесен над головой
Тюдан-но камаэ – средняя стойка; меч нацелен в горло партнера
Гэдан-но камаэ – нижняя стойка; меч нацелен в колено партнера
Хассо-но камаэ – меч поднят справа от головы, цуба на уровне рта
Ваки камаэ – боковая стойка
Кимэ – фокусировка, акцент
КОМАНДЫ И УКАЗАНИЯ
Сэйрэцу – построиться
Сэйдза – сесть прямо
Мокусо – медитация, настрой на тренировку
Рэй – поклон
Сёмэн-ни рэй – поклон в сторону сёмэна
Тайсо – разминка
Таттэ – встать
Суваттэ – сесть
Камаэ – приготовиться (встать в стойку)
Хадзимэ – начинайте
Ямэ – стоп
Котай – смена
Укэ-тори котай – смена активности в паре
Укэ котай – смена партнера
Мо-итидо (мо-иккай) – еще раз
Маттэ – ждите
Цуги – следующий
Юккури – медленно; медленнее
Хаяку – быстро; быстрее
ОБИХОДНЫЕ НАЗВАНИЯ
Сэнсэй – учитель
Сихан – высшая международная инструкторская категория
Сидоин – международная инструкторская категория
Фукусидоин – младшая международная инструкторская категория
Сэйто – ученик, занимающийся
Дэси – ученик, последователь
Утидэси – ученик, который живет, тренируется и работает в додзё
Сэмпай – старший ученик (по отношению к младшему)
Кохай – младший ученик (по отношению к старшему)
Дан – высшие степени (соответствуют черному поясу)
Кю – низшие степени (соответствуют белому поясу)
Юданся – обладатель черного пояса
Рэнсю – упражнение
Кэйко – тренировка
Эмбу – показательные выступления
Додзё – зал для тренировок
Кай – общество, клуб
Кан – зал, организация
Дзюку – школа
Рю – стиль, школа
Сёмэн – «главная стена» додзё, где обычно расположен портрет Основателя
Татами – циновки, маты для тренировки
Ги (кэйкоги, доги) – костюм для тренировок
Оби – пояс
Курооби/сирооби – черный/белый пояс
Хакама – широкие штаны (для обладателей степеней Дан)
ЧИСЛА
Ить (ити) – один
Ни – два
Сан – три
Си (ён) – четыре
Го – пять
Року – шесть
Сити (нана) - семь
Хати – восемь
Ку (кю) – девять
Дзю – десять
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
Атама – голова
Куби – шея
Ката – плечо
Мунэ – грудь
Хара (онака) - живот
Кинтэки – пах
Мидзооти – солнечное сплетение
Сэнака – спина
Сэсудзи – позвоночник
Кэнко-коцу – лопатки
Ваки – бок
Коси – поясница; бедра
Тэаси – конечности
Удэ – рука от плеча до кисти
Тэ – кисть
Тэкуби – запястье
Котэ – предплечье
Хидзи – локоть
Косоку – тыльная сторона кисти
Сёсоку – ладонь
Кэн – кулак
Юби – палец
Юбисаки – кончики пальцев
Оя-юби – большой палец
Коюби – мизинец
Мякухаку – болевая точка на запястье; пульс
Аси – нога
Хидза – колено
Асикуби – лодыжка
Цумасаки – пальцы ног
Какато – пятка
Кансэцу – сустав
Кинику – мышца, мускул
Судзи – связка, сухожилие
Дзёхансин – верхняя часть тела (выше пояса)
Кахансин – нижняя часть тела (ниже пояса)
НАПРАВЛЕНИЯ И УРОВНИ
Хидари – левый, влево
Миги – правый, вправо
Саю – движение вправо-влево
Маэ – передний, вперед
Усиро – задний, назад
Дзэнго – движение вперед-назад
Сото – вовне, снаружи
Ути – внутрь, изнутри
Омотэ – вперед, в лицо
Ура – назад, за спину
Сёмэн – спереди, прямо
Сокумэн – сбоку, в профиль
Хантай – противоположный; противоположная сторона
Уэ (дзё) – верх, верхний
Сита (гэ) – низ, нижний
Дзёгэ – вверх-вниз
Нака (тю) - середина, средний; в середине, внутри
Дзёдан – верхний уровень (выше плеч)
Тюдан – средний уровень (от плеч до пояса)
Гэдан – нижний уровень (ниже пояса)
Татэ – вертикально, по вертикали
Ёко – горизонтально, по горизонтали; сбоку
Нанамэ – наискосок, по диагонали
Массугу – прямо, строго по прямой
ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЗИЦИИ
Сэйдза – поза на коленях, сидя на пятках
Кэйдза – исходная позиция для перемещения на коленях, пальцы подобраны
Ханми – базовая стойка
Миги ханми – правосторонняя стойка
Хидари ханми – левосторонняя стойка
Ай-ханми – одноименная стойка в паре
Гьяку-ханми – разноименная стойка в паре
Камаэ – состояние готовности к началу движения или приема
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Тайсо – разминка
Котэ маваси – вращение предплечья
Котэ гаэси – поворот предплечья
Котэ хинэри – выкручивание предплечья
Син-кокю – глубокий вдох и выдох
Торифунэ (фунакоги ундо) – упражнение «гребля в лодке»
Фуритама ундо – упражнение « раскачивание шара»
Хайсин ундо – упражнение «растягивание спины»
СТРАХОВКИ
Маэ укэми – кувырок вперед
Усиро укэми – кувырок назад
Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивом рукой)
Ёко укэми – боковая страховка
Тоби укэми – высокая страховка
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Ирими – «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера
Цуги аси – перемещение «последовательным шагом» (без смены стойки ,
вперед с передней ноги, назад с задней)
Аюми аси – перемещение «перекрестным шагом» (без смены стойки,
вперед с задней ноги, назад с передней)
Окури аси - перемещение «приставным шагом» (без смены стойки,
вперед с задней ноги, назад с передней)
Тэнкай – поворот на 180 градусов без шага
Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов
Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки
Тай сабаки (тэнсин, ирими-тэнкан) – шаг с задней ноги и поворот тэнкан
Сикко – перемещение на коленях
ЗАХВАТЫ
Кататэ дори – разноименный захват одной рукой за запястье партнера
Коса дори – одноименный захват одной рукой за запястье партнера
Моротэ дори – захват двумя руками за одну руку партнера
Рётэ дори – захват двумя руками за обе руки партнера
Ката дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча
Рёката дори – захват двумя руками за оба плеча
Мунэ дори – захват за куртку на груди
Содэ дори – захват за рукав куртки (на уровне локтя)
Содэ гути дори – захват за отворот рукава
Катадори мэнути – комбинированная атака: одной рукой захват за куртку
на уровне плеча, другой – удар сёмэн-ути по голове
Усро рётэ дори – захват сзади за оба запястья
Усиро рёхидзи дори – захват сзади за оба локтя
Усиро рёката дори – захват сзади за куртку на плечах
Усиро эри дори – захват сзади за ворот
Усиро куби симэ – захват сзади с удушением
УДАРЫ
Сёмэн ути – прямой режущий удар сверху в голову, нацеленный «разрезать»
корпус укэ по вертикали до пояса
Ёкомэн ути – режущий удар сбоку по диагонали (в висок или ключицу)
Тюдан цки – удар кулаком в корпус
Дзёдан цки – удар кулаком в лицо
Кэрри вадза – удары ногами
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Тэгатана – рука-меч; положение руки, имитирующее формумеча
Кокюхо – подъем кисти и предплечья в форме тэгатана круговым движением
Иккё ундо – подъем рук как при входе в прием иккё с подхватом рук атакующего
Маай – дистанция между партнерами
Атари – касание, попадание; при нанесении удара, состояние, когда удар
достигает цели
Миттяку – плотное касание (при захвате, состояние, когда ладонь укэ
плотно прижата к руке тори
Сэссёку – соприкосновение; точка соприкосновения (контакта) партнеров
Цунагари – связь, контакт между партнерами, при котором через точку
соприкосновения осуществляется взаимодействие между их центрами
Атэми – упреждающий (отвлекающий) удар
Киай – возглас, издаваемый при нанесении удара
Тайминг – согласование своего движения с движением партнера по времени
Кудзуси – выведение (партнера) из равновесия
Мэцкэ – место фокусирования взгляда
Ски – слабое место, «просвет в обороне; место, открытое для атаки
Дзансин – концентрация, сохранение внимания во время исполнения приема
и после его окончания
Нагарэ – непрерывное движение, плавное перетекание одного движения в другое
Тикара (тайрёку) – физическая сила
Карада-но тюсин – центр, центральная ось тела
Дзюсин – центр тяжести
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Тори (нагэ) – партнер, поводящий прием; бросающий
Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент
ВИДЫ ТЕХНИКИ
Кихон вадза – базовая техника
Оё вадза – «прикладная» техника, вариации
Хэнка вадза – изменение приема
Каэси вадза - контртехника
Тати вадза – приемы, проводимые стоя
Сувари вадза – приемы, проводимые на коленях
Ханми хандати вадза – приемы, проводимые следующим образом:
укэ – стоя, тори – на коленях
Омотэ – вариант приема, выполняемый со входом навстречу партнеру
Ура - вариант приема, выполняемый со входом за спину партнера
Ката (ката гэйко) - выполнение приемов строго по классической схеме
ВАРИАНТЫ КАТА-ГЕЙКО
Иппон-иппон – в паре выполняется один прием; обычно один партнер выполняет
прием 4 раза, после этого партнеры меняются активностью
Рэндзоку – выполнение одной парой заданной последовательности приемов,
например от иккё до гокё ; смена активности происходит после выполнения всей последовательности
Какари гэйко – выполнение заданного приема в группе «цепочкой»: несколько укэ,
построившись колонной, по очереди атакуют одного тори.
Дзию кэйко – выполнение в паре отдельных приемов по выбору самих
занимающихся
Рандори – произвольное выполнение приемов против одного или нескольких
противников, от одной оговоренной атаки или от произвольных атак ПРИЕМЫ УДЕРЖАНИЯ
Иккё – первый контроль (прижатие руки)
Никё – второй контроль (вращение предплечья)
Санкё – третий контроль (выкручивание предплечья)
Ёнкё – четвертый контроль (прижатие запястья)
Гокё – пятый контроль (растягивание руки)
Хизи кимэ – фиксация локтя
БРОСКОВЫЕ ПРИЕМЫ
Ирими нагэ – бросок на встречном движении, удерживая шею партнера
Котэ гаэси – бросок поворотом кисти укэ
Сихо нагэ – бросок выкручиванием предплечья за спину укэ
Кокю нагэ – группа бросков без непосредственного болевого воздействия на
суставы, выполняются, используя имеющийся захват или контакт с укэ
Кокюхо – бросок на основе движения кокюхо
Тэнти нагэ – бросок разведением рук вверх и вниз и сведением за спиной укэ
Кайтэн нагэ – бросок круговым вращением в вертикальной плоскости,
опуская руку и голову укэ вниз
Удэ кимэ нагэ – бросок с воздействием на локоть укэ снаружи и снизу
Суми отоси – бросок воздействие на локоть укэ сверху и изнутри
Дюдзи нагэ – бросок «связыванием крест-накрест» рук укэ
Коси нагэ – бросок через поясницу
Футари дори – приемы от захвата двух укэ
Саннин дори – приемы от захвата трех укэ
Футари гакэ – прием от атаки двух укэ
Саннин гакэ – прием от атаки трех укэ
РАБОТА С ОРУЖИЕМ
Танто дори – отбор ножа
Тати дори – отбор меча
Дзё дори – отбор шеста
Дзё нагэ - броски с помощью дзё
Субури – отработка ударов
Кумитати – заданная последовательность атак и ответных действий
Мэн – прямой удар
Кэса гири – удар по диагонали
Гьяку кэса гири – обратный удар по диагонали
Цки – колющий удар
Бараи – блок, защита
Камаэ – стойка
Дзёдан-но камаэ – верхняя стойка; меч занесен над головой
Тюдан-но камаэ – средняя стойка; меч нацелен в горло партнера
Гэдан-но камаэ – нижняя стойка; меч нацелен в колено партнера
Хассо-но камаэ – меч поднят справа от головы, цуба на уровне рта
Ваки камаэ – боковая стойка
Кимэ – фокусировка, акцент
|
Aihanmi katatedori ikkyo #2 - Shishiya sensei
Комментариев нет:
Отправить комментарий