23.03.21 Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.
- Часть 1 ЗДОРОВЫЙ МОЗГ — ЯСНЫЙ УМ
- Глава 1 ВАШ МОЗГ: РАБОТА НА УСПЕХ ИЛИ НА ПОРАЖЕНИЕ? Почему одни достигают своей мечты, а другие — нет
- Глава 2 ОТ ЗДОРОВОГО МОЗГА — К ЯСНОМУ УМУ Ключевые стратегии
- Глава 3 «ЗАВИСТЬ К МОЗГАМ» Повседневные привычки, которые мешают вам жить
- Глава 4 КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ, ТАЙНО РАЗРУШАЮЩИЕ ВАШУ ЖИЗНЬ Как определить слабые места своего мозга
- Глава 5 КАК Я ЛЕЧИЛ БЫ ВАС, ЕСЛИ БЫ ВЫ БЫЛИ ЧЛЕНАМИ МОЕЙ СЕМЬИ Четыре круга здоровья и исцеления, или Чем хороши натуральные средства
- Глава 6 ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ-1 Синдром дефицита внимания
- Глава 7 ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ-2 Синдром тревожности и депрессия
- Глава 8 ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ-3 Проблемы с памятью, бессонница и болевой синдром
- ЧАСТЬ 2 ЯСНЫЙ УМ — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ
- Глава 9 ЗАЖГИТЕ СВОЮ СТРАСТЬ Включите нейронные цепи, которые работают на успех
- Глава 10 СОТВОРИТЕ СВОЕ ЧУДО Используйте мозг для поиска своей мечты и воплощения ее в реальность
- Глава 11 СВОЕВРЕМЕННО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОРМОЗА Усиливайте свой внутренний контроль
- Глава 12 ПРИМИТЕ ПРАВДУ Освободите себя от лжи, загрязняющей ваш мозг
- Глава 13 ВЫЙДИТЕ ИЗ КЛИНЧА Повышение способности мозга к изменениям и адаптации
- Глава 14 РАЗВИВАЙТЕ МЕНТАЛЬНУЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ Стрессоустойчивость мозга
- Глава 15 СОЗДАЙТЕ «МОЗГОВОЙ ТРЕСТ» Укрепите социальные связи
- Глава 16 НЕ БОЙТЕСЬ МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Не позволяйте другим делать это за вас
- Глава 17 СОЗДАВАЙТЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ ДОВЕРИЕ Посылайте сигналы честного человека
- Приложение А ЕСЛИ ВАМ НЕОБХОДИМА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
- Приложение Б ПОЧЕМУ ОФЭКТ?
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
- Введение
- Глава 1. «Сейчас все происходит так стремительно»: как меняются наши умственные способности
- Предрассудки
- Совершенный пианист
- Вербальная и визуальная память
- Краткосрочная память
- Гибкость мышления
- Скорость обработки информации
- Резервы
- Важные факты
- Глава 2. Душевное спокойствие: почему пожилые люди эмоционально стабильны
- Личностные изменения
- Жить здесь и сейчас
- Зачем нужны эмоции
- Старение мозга и эмоции
- Черные дни и золотые годы
- Социальные взаимоотношения
- Важные факты
- Глава 3. Серые клеточки: анатомия стареющего мозга
- Изменения на клеточном уровне
- Стопятнадцатилетний мозг
- Изменения в мозге, сопровождающие старение
- Уменьшение роста мозговых клеток
- Эффект PASA
- «Чистый» мозг
- Важные факты
- Глава 4. Забывчивость или деменция? Где граница и что нам делать?
- Диагностика УКН
- Изменения в мозге при УКН
- От УКН к Альцгеймеру
- Что делать с УКН?
- Если Альцгеймер наступает
- Важные факты
- Глава 5. Мозг и тело: влияние гормонов
- Гормональные изменения
- Эстроген и симптомы менопаузы
- Тестостерон и когнитивные функции
- Таинственный гормон
- Важные факты
- Глава 6. Таблетки, порошки и приседания: что из этого работает, а что нет
- Таблетки
- Природные добавки
- Когнитивные тренинги
- Физические упражнения
- Важные факты
- Глава 7. Мудрость приходит с возрастом: почему пожилые люди мудрее
- Что такое мудрость?
- Как рассуждают пожилые люди
- Чем старше, тем мудрее?
- Черепаха и заяц
- Опытный человек, принимающий решение
- Не торопитесь
- Важные факты
- Глава 8. Самый лучший мозг: советы, проверенные наукой
- Успешное старение
- Родителей выбирают
- Питайтесь правильно
- Оставайтесь активными
- Духовность, искусство жизни и осознанность
- План из пяти пунктов
- Важные факты
- Примечание для читателя
- Предисловие
- Глава I Женщина, которая постоянно падала… …и была спасена человеком, открывшим пластичность наших органов чувств
- Что такое чувство равновесия
- Продолжение истории Черил. Загадочный аппарат
- Как это работает
- Второе нейропластическое чудо
- Еще о таинственных аппаратах
- Слишком необычно, чтобы быть правдой
- Немного истории
- Четыре фута десять дюймов
- Мы видим благодаря нашему мозгу, а не глазам
- И снова о локализационизме
- Первые ласточки
- «Игрушка для взрослых»
- Устройства, предоставляющие людям «сверхчувства»
- Мозг восстанавливается даже после тяжелого инсульта
- «Соединять что угодно с чем угодно»
- Сенсорные системы можно перепрограммировать
- Глава 2 Как усовершенствовать свой мозг Женщина у считавшаяся умственно отсталой, находит способ самоизлечения
- Предварительный план в нашей голове
- Символ, логика и причинно-следственные связи
- «Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной ваты»
- То, с чего надо было начинать эту книгу
- «Я чувствую себя как в тумане…»
- То, что показано на людях, — это лирика, а вот крысы — это… весьма убедительно
- Школа Эрроусмит. Снова о проблемах со словами и текстами
- Сильные и слабые функции мозга
- Классическое образование было не так уж плохо
- Крысы спасут человечество
- «Хэппи-энд» истории Барбары
- Глава 3 Как перестроить свой мозг Ученый изменяет мозг: улучшение восприятия и памяти, скорости мышления
- Как обучение влияет на мозг
- Человечки Пенфилда
- Критические периоды бывают и у мозга
- Конрад Лоренц и Зигмунд Фрейд — в одной команде
- Как устроена нервная система
- О регенерации периферических нервов
- Составленная сегодня карта завтра уже недействительна
- Мертвые души
- Пианино внутри нас
- Дорогу осилит идущий
- Конкуренция внутри мозга
- Свято место пусто не бывает
- Фактор времени
- Топографическая организаций карты
- Количество переходит в качество
- И снова о детском развитии
- Программа для детей с речевыми нарушениями и проблемами в обучении
- История Вилли Арбора
- «Побочные эффекты» обучения
- Аутизм
- История Лорали
- Природа аутизма по Мерцениху
- И снова крысы
- Исследования Риты Леви-Монтальчини
- BDNF — волшебный эликсир мозга
- «Перевозбуждение» нейронов
- Очередная панацея?
- Как избежать маразма
- Возможности мозга пожилого человека
- Глава 4 О вкусах и предпочтениях Как нейропластичность влияет на наши представления о сексуальной привлекательности и любви
- О человеческой сексуальности
- И о любви
- Сексуальная пластичность и пластичность мозга
- Что думает Фрейд
- «Зайка моя»
- Природа или культура
- О порнографии
- Проблема импотенции — в голове
- Что такое зависимость
- Зависимость от порно
- История Шона Томаса
- Все пути ведут в детство
- И снова о любви
- Центры удовольствия
- Пора внести разнообразие в нашу жизнь
- Смена образа жизни требует внутренней перестройки
- Гормон нежности и доверия…
- …или гормон, способствующий освоению новых моделей поведения
- Мозг как орган социализации
- Разделяй и властвуй
- Как излечился А
- О садизме и мазохизме
- Единство и борьба противоположностей
- История Боба Фланагана
- Фиксация детских травм
- Глава 5 Возвращение к жизни Жертвы инсульта учатся заново двигаться и говорить
- Что такое инсульт
- Научная биография Эдварда Тауба
- Наша свобода воли — всего лишь иллюзия?
- Усвоенное неиспользование
- Один — против толпы разъяренных… гуманистов
- Клиника Тауба
- Терапия «принудительным использованием»
- История Николь фон Руден
- Игра для восстановления речи
- Реабилитация детей, страдающих церебральным параличом
- История Фредерика Линкольна
- Обезьяны сослужили последнюю службу
- Глава 6 Как снять блокировку мозга Использование нейропластичности для избавления от тревог, навязчивых идей, непреодолимых влечений и плохих привычек
- Вечное чувство вины и тревоги
- Компульсивные действия
- Блокировка мозга по Шварцу
- Подход Шварца
- Переключение внимания
- Глава 7 Боль Оборотная сторона пластичности
- Что такое фантомные боли
- Загадка фантомных конечностей
- История Тома Соренсона
- Мозговая камасутра
- Усвоенный паралич
- Клин клином
- Эксперимент с Филипом
- Образ тела
- Боль — это заключение мозга о состоянии здоровья организма
- Выученная боль
- Глава 8 Воображение Как действуют наши мысли
- Паскуаль-Леоне
- Почему Ахиллес не может перегнать черепаху
- О пользе воображения
- Тренинг в одиночной камере
- Человек-калькулятор
- Можно и лежа на диване наращивать мышцы
- Остерегайтесь своих намерений, ибо они могут реализоваться
- «Колея эта — только моя, выбирайтесь своей колеей»
- Школа тьмы
- Глава 9 Расставание с прошлым Психоанализ как метод нейропластической терапии
- История господина Л.
- Психоанализ и пластичность
- Еще об Эрике Канделе
- Снова о старике Фрейде
- Снова о детском развитии
- Осознаваемое и неосознаваемое
- Продолжаем психоанализ Л
- Озарение…
- …и катарсис
- …и принятие реальности
- …и возрождение к жизни
- О памяти
- Польза сна и сновидений
- «С любимыми не расставайтесь…»
- Пластический парадокс
- Глава 10 Омоложение Открытие нейрональной стволовой клетки и уроки по сохранению мозга
- Нервные клетки не восстанавливаются?
- …Или восстанавливаются?
- История открытий
- Если хотите нарастить мозги… почаще бегайте в «беличьем» колесе
- Учиться, учиться и учиться
- Образование и движение — залог здоровья
- Движение — жизнь
- Глава 11 Больше, чем сумма частей История женщины, ставшей живым воплощением возможностей нейропластичности
- С половиной мозга вполне можно жить?
- Правое и левое
- Детство Мишель
- Надеяться и верить
- Труперы в ваших пуперах
- Мишель проявляет способности левшей
- Биография Джордана Графмана
- Чем выше интеллект, тем лучше мозг реорганизует себя
- Четыре типа пластичности
- Миграция психической функции в противоположное полушарие
- Графман исследует лобные доли
- Иногда полезно «отключить» рассудочное левое полушарие
- «Я думаю, что всегда любила быть одна…»
- Мир, где инстинкты приглушены
- Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг
- Морские цыгане
- Культурные действия меняют структуру мозга
- Эволюция мозга
- Как люди были избраны на роль носителей культуры
- Недарвинский способ изменения биологических структур
- Пластичность и сублимация: как мы облагораживаем наши животные инстинкты
- Когда мозг оказывается между двумя культурами
- Пластичность восприятия
- Пластичность и возраст
- Уязвимый мозг и влияние СМИ
- Приложение 2 Пластичность и идея прогресса
- Способность к совершенствованию — за и против
- Способность к самосовершенствованию и идея прогресса
- Благодарности
Бехтерева: умные живут долго
НП, естественно, уже не ставит сама, руками, экспериментов, но она ведет ряд тем. Приходит не только в кабинет, но и в лабораторию. Контролирует ход исследования. Но в основном пишет. Пишет и пишет. Это и теоретические, и обобщающие статьи. Это и конкретные работы, например, по мозговой организации творчества. Это книги о мозге. Причем каждая работа – не просто описание определенных фактов, а очень глубокий подтекст места этого явления в науке о мозге. Введение и заключение в каждой статье – это практически самостоятельные теоретические работы Особняком стоят лекции НП на различных конференциях и конгрессах. По общему мнению, каждая лекция была явлением. На 33-м Международном конгрессе физиологических наук, на конгрессах Международного союза психофизиологов в Тессалониках, в Сицилии. Последнюю лекцию она прочитать не успела. Это 14-й конгресс Международного союза психофизиологов, который состоялся в Петербурге в сентябре 2008 года. Но и тут она победила! Лекция была написана незадолго до кончины, и ее успели издать и распространить среди ученых. Эту практически посмертную работу НП перепечатывают и «Московские новости», и «Российская газета». А суть ее, ни много ни мало, – «умные» живут дольше. Обосновывается, что постоянное напряжение мозга в процессе решения сложных задач продлевает нормальное функционирование не только мозга, но и всего организма. И сама НП этому свидетельство – практически перед самой смертью написать этапную работу.
Это очень важный пример. НП, несмотря на возраст и сопутствующие болезни, могла, когда надо, настолько мобилизовываться, что не было ощущения ни возраста, ни болезни. Это происходило при разных обстоятельствах: визитах высокопоставленных лиц в институт, лекциях, необходимости закончить важную работу. Кстати, до последних дней она никогда не читала лекции по бумажке, даже на английском языке.
Но это всегда было четко и без нарушения регламента, как будто бы у нее были внутренние часы. Помню одно из ее выступлений по телевизору. У нее было десять минут экранного времени. Я точно знаю, что написанного текста не было. Она уложилась в 9 минут 50 секунд, причем речь была размеренная и было видно, что нет ни торопливости, ни сокращений.
НП боролась со старостью и недугами. У меня создалось такое впечатление, что ее разговоры о недугах во многом были вежливой причиной, чтобы не делать чего-либо. Хотя болезни, конечно, были.
Сицилия, 1988 год. НП получает награду века по психофизиологии. И естественно, читает лекцию. И много плавает. Вообще плавать она не просто любила, она «жила» в воде. По дороге из Сицилии делаем остановку в Риме. У нас есть день в этом городе. НП все время говорит, как она устала, как она себя плохо чувствует и т. п. Тем не менее утром мы выходим на улицу, и у НП что-то включается. Она обошла половину Рима – и Ватикан, и Форум, и музеи. За ней было не угнаться.
2003 год. У НП тяжелая аритмия. Мысленно она уже готовится к страшному. Стоит вопрос о водителе ритма. Я почти насильно увожу ее в Москву, в Кардиоцентр, и там ее ставят на ноги. Это весна. А осенью она едет в Испанию купаться.
Она очень боялась примет старости. И мужественно их убирала.
Одна из примет старости – запустение.
До последних дней она делала ремонт в квартире. Квартира всегда в идеальном состоянии. Другая примета – одиночество. Ну уж чего не было, того не было. Каждый день к ней кто-то приходит. И это не просто разговор, а разговор за едой, за чаем, который надо еще и сервировать. Я удивлялся, как она выдерживает такой ритм общения.
Активность. Да не то слово! Бесконечное научное общение с «девочками» – четырьмя аспирантками. С зарубежными учеными. Непрерывная переписка. В восемьдесят два года она освоила компьютер и Интернет, но не игры, а поиск научной информации и почту. Она выписывала «Nature» и другие журналы и регулярно рассылала нам всем интересные сообщения.
Про НП говорили: живой классик. И это не пустые слова. Академик Российской академии наук и нескольких иностранных академий, лауреат самых престижных наград и премий. Она творила науку все это время у нас на глазах и практически до последнего своего дня продолжала активно работать. И генерировать идеи, увлекая ими своих молодых коллег. Они смотрели на нее с горящими глазами и работали, засиживаясь допоздна, проверяя эти гипотезы. В самом деле, что может быть заманчивей изучения самой высшей «человеческой» деятельности – творчества! Такую сложнейшую задачу поставила НП и наметила подходы ее решения. Для реализации этого плана потребуется как минимум пятилетка.
И сейчас, когда ее уже нет с нами, в ее работе и даже в ее жизни рано ставить точку. Задачи, которые она в последние несколько лет ставила перед собой и своими учениками, еще не решены. Но они решаются. Мы еще долго будем идти по оставленному ею абрису.
15 лечебных цитат академика Натальи Бехтеревой
Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг — это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека — человеком.
И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах:
Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.
При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.
Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.
Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавлены или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.
Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.
Я часто думаю о мозге так, будто он — отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.
Ещё одна тайна мозга — сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место — например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны — это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.
Почти все люди испытывают страх перед смертью. Говорят, что страх ожидания смерти во много раз страшнее её самой. У Джека Лондона есть рассказ про человека, который хотел украсть собачью упряжку. Собаки покусали его. Человек истёк кровью и умер. А перед этим произнёс: «Люди оболгали смерть». Страшна не смерть, а умирание… Я — не боюсь.
Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает — «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой — ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.
Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав — перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.
Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой — она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений — 80 %. Как у нее это получалось?
Принято говорить, что у нас задействованы только 5—7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % — но не разом, а как огоньки елочной гирлянды — по очереди, группами, узорами.
Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но — не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача — доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем.
Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла.
Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы — мы не умираем, пока у нас есть цель — дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.
Годы уносят все внешнее, и с возрастом душа человеческая постепенно освобождается от покровов и предстает в своем первозданном виде. Уже нет нужды нравиться, играть в какие-то игры. Можно быть самой собой, говорить что думаешь и как чувствуешь. Наконец понимаешь, что счастье — это то, чем можно прямо сегодня и сейчас поделиться с другими, нечто крошечное, хрупкое и ужасно важное — семга по четвергам, которой так любит лакомиться приходящая домработница. Отрез самой лучшей шерсти для дорогой подруги. Теплый автограф на подаренной книге. Или десять самых вкусных пирожных из французской кондитерской.
Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты — кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…
Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».
Умные живут дольше. Чем грозит превращение мозга в «заброшенную деревню"
Академик Наталья Бехтерева
До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека влияют в основном наследственность, экология и образ жизни. Теперь к ним прибавился еще один фактор — уровень интеллекта и степень интеллектуальной нагрузки. Связь между IQ и старением выявили специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям. Они проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям, и на днях обнародовали свои выводы. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ.
Британские ученые пока лишь представили статистические факты и не объяснили, почему так происходит. С этим вопросом «МН» обратились к научному руководителю Института мозга человека РАН академику Наталье БЕХТЕРЕВОЙ.
— Наталья Петровна, вы давно говорите о том, что поддержание интеллектуальной формы, как и формы физической, требует постоянных усилий. Теперь появились подтверждения тому, что между этими «формами» есть связь. На чем она, по-вашему, строится?
— Я могу только делать предположения, хотя они основаны на наших сегодняшних знаниях о работе человеческого мозга. Известный ученый-физиолог Евгений Николаевич Соколов когда-то доказывал, что мозг живых существ функционирует по «меченым линиям». Он исследовал низших животных и обнаружил, что работа их мозга запрограммирована. Нейронная сеть у них формируется таким образом, что нервные импульсы в мозге распространяются, как поезда по рельсам, с остановками в нужных местах. У человека мозг устроен гораздо сложнее, но и у нас есть такие «меченые линии». Именно по ним «проходят» привычные действия, доведенные до автоматизма: когда вы, входя в комнату, протягиваете руку к выключателю, садитесь за стол, берете привычные предметы.
Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях — простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются «включенными». Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.
— Для чего «большего»?
— Сложной мыслительной работы, решения нестандартных задач, творчества. Последние исследования с применением современной техники — позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов — показали, что в этих случаях во многих зонах мозга (практически в каждой!) задействуются какие-то участки. У нас в Институте мозга человека РАН мы последние пять лет изучаем мозговую организацию творчества. Испытуемым-добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов), и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдаем, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, — здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.
— Но как все это может быть связано с физической формой человека, продолжительностью жизни?
Процесс развития мозга человека
— Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать — даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» — подметал улицы, стоял за конвейером, — словом, «ходил» по «меченым линям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20 — 30 лет.
Но главное другое. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и, по-видимому, образуются новые нейроны — нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.
Сверхзадачи мозгу человека полезны, даже жизненно необходимы. Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и — заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, — это и есть заброшенная деревня. Он не живет, он существует.
— А тело?
— Мозг имеет отношение ко всему происходящему в организме. Например, в процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, — в том числе, в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения. Это лишь одна линия, но я считаю, что активный мозг и в пожилом возрасте продолжает регулировать почти все происходящее в организме.
Я долго размышляла о возможности центральной регуляции процесса старения — он ведь состоит из нескольких фаз, и, возможно, мозг способен продлевать какую-то фазу.
— А прежде, много веков назад интеллектуально загруженных людей в популяции было меньше?
— Теоретически — да. Сегодня гораздо большее число людей может оказаться в информационном поле и что еще более важно — в поле срочного принятия решений. Как было на самом деле, трудно сказать. Когда я читаю романы XII — XIII веков, то вижу, что жизнь тогда была очень непростая, хотя многое определялось ритуалами, стереотипами. С этой точки зрения меня очень интересуют монахи в монастырях: повседневная стереотипная деятельность на фоне ограничения движений. За счет чего там сохраняются интеллект и здоровье? Выгодный для организма духовный настрой?
— Почему уровень интеллектуальной нагрузки не включали в число факторов, влияющих на продолжительность жизни?
— Шли с периферии. А мозг действительно может очень многое, хотя далеко не все. Образ жизни «работников умственного труда» — часто ужасный, физическая активность низкая, режим питания неправильный, вредные привычки: Мозг пытается компенсировать это, но не всегда со всем справляется. Эти люди, хоть и живут дольше, но объективно не здоровы. Я ведь еще во многом сужу и по себе, и по тем, кого наблюдаю вокруг. Поэтому лучший вариант — это когда с детства и думаешь, и в теннис играешь. Если объединить физическую и умственную нагрузки, можно довольно долго хорошо жить. Тем, кто работает головой, лет в 40 надо крепко об этом задуматься.
— А тем, чей образ жизни не располагает к умственным нагрузкам, в 40 лет можно что-то изменить?
— Когда-то я работала с пациентами, испытывавшими затруднения с памятью, и спрашивала у них: «Вы много читаете?» — «Да, все газеты». Тогда газеты у нас были почти все одинаковые, и я отвечала: «Если не станете читать что-то другое, то я не завидую вашей старости». Нужно практиковать хотя бы разнообразное чтение.
Надо пробовать нетривиально решать свои проблемы. Вообще в жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставит его придумать нечто неординарное. Даже на бытовом уровне, в семье. К сожалению, такой подход очень трудно навязать человеку. Хотя, с другой стороны, организованная пропаганда может многое: ведь популярны же сегодня фитнес-клубы. Может, надо создавать и «мозговые клубы»…
— У вас есть личные правила «умственной гигиены»?
— Одно из них я когда-то усвоила от своего начальника, директора Института экспериментальной медицины Дмитрия Андреевича Бирюкова, у которого день был четко поделен на две половины — первую он занимался наукой, а вторую — директорскими обязанностями. И во время работы в лаборатории никто и ничто (если только не пожар) не могли заставить его прерваться. Став директором, я поступала так же и смогла долго полноценно заниматься наукой. Сейчас больше половины времени работаю дома, и это требует довольно строгой дисциплины. Пока я не напишу «дневную норму страниц» или не прочту того, что нужно для текущей работы, — не занимаюсь так называемыми мелочами, которые могут съесть время и силы. А беллетристику читаю только в постели перед сном.
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна — научный руководитель Института мозга человека РАН, руководитель научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания, академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии СССР.
Академик Н.П. Бехтерева заложила основы фундаментальных исследований в области физиологии здорового и больного мозга человека. Ею создан комплексный метод исследования принципов структурно-функциональной организации мозга человека, мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций. Н.П. Бехтерева — автор более 360 научных работ (из которых более 140 опубликовано в международной периодике), в том числе 14 монографий (4 из которых переизданы за рубежом).
СПРАВКА
Мозг и компьютер
Мозг человека содержит 10 — 20 миллиардов нейронов — нервных клеток. Один нейрон может иметь связи примерно с 20 тысячами других своих собратьев. На передачу химических сигналов между нейронами уходят микросекунды, и при этом мозг выполняет многие задачи быстрее и лучше, чем самые мощные современные процессоры. Секрет в том, что мозг не исполняет закодированные инструкции, а активизирует связи (синапсы) между нейронами. Каждая активация эквивалентна выполнению цифровой команды. Можно оценить, сколько связей активизируется каждую секунду, и сравнить с количеством команд, выполняемых компьютером за то же время. Синаптическая активность мозга достигает 1016 связей нейронов в секунду. Чтобы добиться такой производительности, потребуется миллион компьютеров Intel Pentium, потребляющих в общей сложности сотни мегаватт!
Оригинал статьи находится на сайте Московские новости
Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»
Подписаться на журнал «Человек без границ»





Комментариев нет:
Отправить комментарий