17.02.21 БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - упражнения.
https://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2015/arhipova-t.pdf
Выделить грамматическую основу предложений. Указать безличные предложения.
Морозило сильнее, чем с утра. Морозило утро раннее. На дворе еще чуть брезжило. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Вчера вечером порошило. Уже смеркалось и похолодало. От радости в зобу дыханье сперло. Все зверьё выло и стонало. Его знобило и ломало. Дышалось глубоко. Просто мне нездоровилось это время. Скрипело, свистало и выло в лесу. Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. На лесопильном дворе горит. Мне уши заложило. В голове до сих пор стучит . Государство заложило в бюджет денежные средства. У Павла Васильевича даже дух захватило. Мероприятие захватило всех зрителей. Стиснуло горло от омерзения. В глазах у меня потемнело. Из хаты повеяло сыростью . Сильно, до духоты пахло тушью и красками. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. Не вечно мне везло. Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах. И ветром, наконец, то дерево свалило. Звезды затянуло мглой. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты . Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга . Жгучим морозом опаляет лицо. Жар опаляет тех, кто близко подходит к печи. Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. Посидели в литографии, где было накурено. Уже совсем рассвело. Не спится мне. Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе . Быть оттепели . Уже послано в догоню Сегодня нет от тебя письма. Вам холодно немножко. Надо перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать.
Напишите данные предложения со словами НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ.
1. Анна должна приготовить праздничный ужин. 2. Карлос должен выбрать жене подарок. 3. Вы можете приступать к выполнению задания. 4. Я могу взять свою тетрадь? 5. Студенты не должны опаздывать на урок. 6. Вы не должны ложиться поздно спать. 7. Она должна будет ежедневно принимать лекарство.
Восстановите предложения, используя слова НАДО, НУЖНО, ТРУДНО, МОЖНО.
1. Это слово мне ... запомнить. 2. У меня много русских друзей, и мне ... научиться говорить по-русски. 3. Я изучаю русский язык недавно, и мне ещё ... говорить. 4. Вы уже можете говорить, только не ... бояться. 5. – А как ещё ... сказать «До встречи»?
Напишите о планах этих людей, используя слово НУЖНО.
1. Сегодня вечером мой друг должен встречать своего товарища. 2. Завтра после уроков Жан должен попасть к врачу. 3. После занятий Виктор должен навестить больного друга. 4. Завтра Мария должна пойти на приём к декану. 5. Сегодня вечером Джон должен закончить курсовую работу. 6. После экзаменов Андрей должен будет поехать на родину. 7. Николай должен составить новую компьютерную программу. 8. В выходной день Михаил должен будет купить подарок. 9. Ваш русский друг собирается приехать в вашу страну
Измените предложения по образцу.
Образец: У меня нет времени, чтобы сходить в кино. – Мне некогда сходить в кино.
1. У меня не будет времени, чтобы приготовить ужин. 2. У меня не было времени, чтобы выучить новые слова. 3. У меня нет времени, чтобы сейчас говорить по телефону. 4. У меня не было времени, чтобы вам позвонить. 5. У меня не будет времени, чтобы ходить по магазинам. 6. У меня не было времени, чтобы убрать в комнате. 7. У меня не было времени, чтобы зайти к друзьям. 8. У меня нет времени, чтобы сходить в парикмахерскую.
Измените предложения по образцу. Какое значение заключено в этих отрицательных конструкциях?
Образец: Не просите меня, я всё равно никуда не пойду. Не надо меня просить. Нечего меня просить.
1. Не уговаривайте меня, я не пойду на вечеринку. 2. Не звоните мне, я очень занята. 3. Не напоминайте мне об этом, я стараюсь все забыть. 4. Не говорите мне ничего сейчас, я хочу отдохнуть. 5. Не спрашивайте сейчас, пожалуйста, меня ни о чем, я работаю. 6. Не ругайте меня, я ничего плохого не сделала. 7. Не просите меня, я не пойду сегодня гулять.
Замените глагол любить на глагол нравиться, изменив структуру предложения.
1. Я люблю слушать последние новости. 2. Наталья любит работать с детьми. 3. Виктор Иванович любит ходить пешком. 4. Моя мама любит петь русские народные песни. 5. Вадим любит путешествовать. 6. Я не люблю смотреть телевизор. 7. Марк любит читать классическую литературу. 8. А что вы любите делать в свободное время?
Измените предложения по образцу.
Образец: У меня нет времени, чтобы сходить в кино. – Мне некогда сходить в кино.
1. У меня не будет времени, чтобы приготовить ужин. 2. У меня не было времени, чтобы выучить новые слова. 3. У меня нет времени, чтобы сейчас говорить по телефону. 4. У меня не было времени, чтобы вам позвонить. 5. У меня не будет времени, чтобы ходить по магазинам. 6. У меня не было времени, чтобы убрать в комнате. 7. У меня не было времени, чтобы зайти к друзьям. 8. У меня нет времени, чтобы сходить в парикмахерскую.
Измените предложения по образцу. Какое значение заключено в этих отрицательных конструкциях?
Образец: Не просите меня, я всё равно никуда не пойду. Не надо меня просить. Нечего меня просить.
1. Не уговаривайте меня, я не пойду на вечеринку. 2. Не звоните мне, я очень занята. 3. Не напоминайте мне об этом, я стараюсь все забыть. 4. Не говорите мне ничего сейчас, я хочу отдохнуть. 5. Не спрашивайте сейчас, пожалуйста, меня ни о чем, я работаю. 6. Не ругайте меня, я ничего плохого не сделала. 7. Не просите меня, я не пойду сегодня гулять.
Трансформируйте предложения, используя конструкции со словами (НЕ) СТОИТ, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, ПРИШЛОСЬ.
Образец: Все должны выйти из аудитории. – Всем нужно выйти из аудитории.
1. Могу я взять свою тетрадь? 2. Вы не должны никому говорить о нашем разговоре. 3. Вы уже чувствуете себя лучше? Вы уже можете вставать с постели? 4. Этот фильм неинтересный. Не ходи на него. 5. Давай не будем продолжать этот разговор. 6. Вы не посоветуете, куда нам поехать отдохнуть? 7. Я должна была рассказать эту неприятную историю, хотя мне и не хотелось. 8. – Что-то давно не видно нашего соседа. Сходи к нему.
Трансформируйте сложные предложения в простые по образцу.
Образец: У меня нет времени, чтобы играть в компьютерные игры. – Мне некогда играть в компьютерные игры. У меня не было времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда было играть в компьютерные игры. У меня не будет времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда будет играть в компьютерные игры.
1. У меня нет времени, чтобы приготовить ужин. 2. У меня нет времени, чтобы отправить посылку. 3. У меня нет времени, чтобы сейчас говорить по телефону. 4. У меня нет времени, чтобы отнести вещи в химчистку. 5. У меня нет времени, чтобы наводить порядок в комнате.
Прочитайте рассказ А. П. Чехова.
Отметьте в тексте известные вам безличные конструкции и укажите их значения. Обратите внимание на особенность их грамматического оформления.
На даче
«Я вас люблю. Вы моя жизнь, счастье – всё! … Будьте сегодня в восемь часов вечера в старой беседке. Я молода, хороша собой…» Павел Иванович ещё раз перечитал письмо и стал думать, кто мог написать такое письмо женатому человеку. За восемь лет своей женатой жизни ему не приходилось получать никаких писем, кроме поздравительных, а поэтому это письмо сильно взволновало его.
Он лежал на диване и думал о его авторе. На даче у Павла Ивановича не было ни одной знакомой женщины, кроме жены. За обедом Павел Иванович тупо смотрел на жену и опять думал о письме. – О чем ты задумался? – спросила жена. – Так… голова что-то болит, – ответил Павел Иванович. После обеда Павел Иванович лежал у себя на кровати и думал: – А ведь она надеется, что я приду! Следует пойти и посмотреть! Интересно посмотреть! Павел Иванович встал с кровати и начал одеваться. – Ты куда это? – спросила жена, заметив , что он надевает модный галстук. – Так … Погуляю. Голова что-то болит. Павел Иванович оделся и в половине восьмого вышел из дома. Он тихо подошел к старой беседке. Когда он вошёл в беседку, он увидел мужчину, в котором узнал Митю, брата своей жены, жившего у него на даче. – А, это ты? – сказал он недовольным голосом. – Да, я … – ответил Митя. Прошло две минуты. – Извините меня, Павел Иванович, – начал Митя, – но я просил бы вас оставить меня одного. Я думаю о кандидатском сочинении, и вы мне мешаете. – А ты иди куда-нибудь, – тихо заметил Павел Иванович. – На воздухе лучше думать, а мне здесь поспать удобнее. Опять наступило молчание … Затем Павел Иванович ещё раз попросил Митю уйти, но Митя никуда не ушёл. В это время вдруг в беседку заглянуло женское лицо. Увидев Митю и Павла Ивановича, оно исчезло. «Ушла! – подумал Павел Иванович, со злобой глядя на Митю. – Увидела этого подлеца и ушла». Подождав немного, он надел шляпу и сказал: – Между нами всё кончено. – Очень рад! – проворчал Митя, тоже вставая. – Вы сделали мне такую пакость, что я вам никогда не прощу! Павел Иванович вышел из беседки и, не помня себя от злости, быстро пошел домой. За ужином Павел Иванович и Митя смотрели в свои тарелки и молчали. Оба ненавидели друг друга. Жена посмотрела на сердитое лицо мужа и спросила: – Что за письмо получил ты сегодня утром? – Я? Я никакого … – Павел Иванович не хотел рассказывать ничего. – Нет, ты рассказывай! Ведь это письмо я тебе написала. Нам нужно было вымыть пол, а как вас выжить из дома? Но ты не сердись, глупый … Чтобы тебе в беседке было не скучно, мне пришлось и Мите такое же письмо написать. Митя, ты был в беседке? Митя улыбнулся и перестал сердито смотреть на своего соперника.

Комментариев нет:
Отправить комментарий