31.01.21 Наша программа по фортепиано и некоторые вопросы теории музыки
Алгоритм домашнего занятия:
1. Гаммы
2. Репертуар
3. Разучиваемые пьесы и этюды
Репертуар может состоять из произведений одного композитора из многих:
| название | Даты |
|---|---|
| Альбенис, Исаак | 1860-1909 |
| Бах, Иоганн Себастьян | 1685-1750 |
| Барток, Бела | 1881-1945 |
| Бетховен Людвиг ван | 1770-1827 |
| Брамс Иоганнес | 1833-1897 |
| Шопен, Фредерик | 1810-1849 |
| Клементи, Муцио | 1752-1832 |
| Дебюсси Клод | 1862-1918 |
| Фора, Габриэль | 1845-1924 |
| Гершвин, Джордж | 1898-1937 |
| Григ, Эдвард | 1843-1907 |
| Гайдн, Джозеф | 1732-1809 |
| Кабалевский, Димитрий | 1904-1987 |
| Хачатурян Арам | 1903-1978 |
| Лист, Франц | 1811-1886 |
| Метнер, Николай | 1880-1951 |
| Мендельсон, Феликс | 1809-1847 |
| Моцарт, Вольфганг Амадей | 1756-1791 |
| Пуленк Франсис | 1899-1963 |
| Прокофьев, Сергей | 1891-1953 |
| Рахманинов, Сергей | 1873-1943 |
| Равель Морис | 1875-1937 |
| Скарлатти Доменико | 1685-1757 |
| Шуберт, Франц | 1797-1828 |
| Шуман, Роберт | 1810-1856 |
| Шостакович, Дмитрий | 1906-1975 |
| Скрябин, Александр | 1872-1915 |
| Чайковский Петр Ильич | 1840-1893 |
Или из произведений разных композиторов.
Этю́д (фр. étude «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя и инструмента.
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и разных типов техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.).
На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.
В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюите.
Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», op. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.),
КАРЛ ЧЕРНИ

| Карл Черни | |
|---|---|
| Carl Czerny | |
| Основная информация | |
| Дата рождения | 21 февраля 1791 |
| Место рождения | Вена |
| Дата смерти | 15 июля 1857 (66 лет) |
| Место смерти | Вена |
| Похоронен | |
| Страна | |
| Профессии | |
| Инструменты | фортепиано |
| Жанры | классическая музыка |

Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте.
В 1800—1803 годах- с 9 до 14 лет- обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена.
1770-1827
В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году композитор утверждает в нём, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»
В этот же период Карл Черни
учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
В этот же период Карл Черни
учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
До 1815 года вёл концертную деятельность: Людвиг ван Бетховен доверил ему исполнение своего Третьего фортепианного концерта.
В 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции (сочинение музыки).
Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции (сочинение музыки).
Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано.
К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века:
Ференц Лист,
Сигизмунд Тальберг,
Теодор Лешетицкий,
Леопольд де Мейер,
Теодор Куллак,
А. Бельвиль-Ури,
Альфред Яель и многие другие.
К. Черни обладал колоссальным темпераментом и сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день.
Произведения К. Черни:
Избранные фортепианное этюды под редакцией Г.Гермера
![Черни К. Избранные фортепианные этюды [PDF] - Все для студента](https://cv02.twirpx.net/2117/2117666.jpg?t=20181228012246)

http://artschool4.tomsk.ru/upload/k__cherni__izbrannye_fortepiannye_etyudy_pod_red__germera__1ch.pdf
Послушай эти этюды в исполнении пианиста.
Запись тем хороша, что показываются НОТЫ самих этюдов. 1 и 2-й мы с тобой учим. Мы молодцы!
https://primanota.ru/carl-czerny/cherni-germer-etyudy.htm
Исполняет пианист Игорь Надеждин.
---------------------
А на этом видео только 3 этюда. Видна клавиатура и нажатие клавиш.
К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века:
Ференц Лист,
Сигизмунд Тальберг,
Теодор Лешетицкий,
Леопольд де Мейер,
Теодор Куллак,
А. Бельвиль-Ури,
Альфред Яель и многие другие.
К. Черни обладал колоссальным темпераментом и сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день.
Произведения К. Черни:
Избранные фортепианное этюды под редакцией Г.Гермера
![Черни К. Избранные фортепианные этюды [PDF] - Все для студента](https://cv02.twirpx.net/2117/2117666.jpg?t=20181228012246)

http://artschool4.tomsk.ru/upload/k__cherni__izbrannye_fortepiannye_etyudy_pod_red__germera__1ch.pdf
Послушай эти этюды в исполнении пианиста.
Запись тем хороша, что показываются НОТЫ самих этюдов. 1 и 2-й мы с тобой учим. Мы молодцы!
https://primanota.ru/carl-czerny/cherni-germer-etyudy.htm
Исполняет пианист Игорь Надеждин.
---------------------
А на этом видео только 3 этюда. Видна клавиатура и нажатие клавиш.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ЧЕТКОЕ И РОВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТЫХ!
ФОРТЕПИАНО. УРОК.
1. Понятия "нон легато и легато". Упр. на крышке при отработке легато. Проба по черным клавишам
2. ДО-мажор. Параллельное движение.
3. Проверка дом.задания: пьески и теория прошлого урока
4. Новые произведения по списку.
5. Упражнение Ганона. Нон легато.
6. Этюды разных композиторов.




Этюд
1. Понятия "нон легато и легато". Упр. на крышке при отработке легато. Проба по черным клавишам
2. ДО-мажор. Параллельное движение.
3. Проверка дом.задания: пьески и теория прошлого урока
4. Новые произведения по списку.
5. Упражнение Ганона. Нон легато.
6. Этюды разных композиторов.




Этюд
Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».
И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога
К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.
На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в.
Что же привлекло их в этюде?
Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания.
Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным.
Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд?
https://www.youtube.com/watch?v=QGSE_JYb-48
И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.
https://www.youtube.com/watch?v=QGSE_JYb-48
Святослав Рихтер (Richter). "Революцтонный" этюд (оп. 10, №12) - Фредрик Шопен
И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.
Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман,
Ф. Лист,
https://www.youtube.com/watch?v=aM-e9a98Ie4
Ференц Лист, "Бравурные этюды по каприсам Паганини", №6.
Исполняет Сергей Белявский.
И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно.
https://www.youtube.com/watch?v=hvP35HWNbnE
И.Брамс, Вариации на тему Паганини ор.35 (для фортепиано)
Исполняет Андрей Стукалов. Концерт в МГДМШ им. Прокофьева, 16 мая 2015.
Ф. Лист,
https://www.youtube.com/watch?v=aM-e9a98Ie4
Н. Паганини — Ф. Лист, этюд ля минор. Исполняет Сергей Белявский
И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно.
https://www.youtube.com/watch?v=hvP35HWNbnE
И.Брамс, Вариации на тему Паганини ор.35. Андрей Стукалов
Каждый по-своему трактовал жанр этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных единством развития, устремленного к праздничному финалу.
Шуман. Маленький этюд. Играет взрослый ученик.( Минус исполнения: в посадке и в слабой звуковой градации в звучании этюда: руки играют отдельно от туловища. Замечания Лавановой Г.А)
https://www.youtube.com/watch?v=dOtZ3Ue1qKY
Шуман. Маленький этюд. Играет взрослый ученик.( Минус исполнения: в посадке и в слабой звуковой градации в звучании этюда: руки играют отдельно от туловища. Замечания Лавановой Г.А)
https://www.youtube.com/watch?v=dOtZ3Ue1qKY
Многочисленные этюды Листа — сочинения масштабные, с элементами живописности и программности («Хоровод гномов», «Шум леса», «Дикая охота», «Мазепа»).
Лист. Шум леса. ЭТЮД
КОНЦЕРТ "ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ" К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.И.ЗИЛОТИ И Ф.М.БЛУМЕНФЕЛЬДА 25 ЯНВАРЯ 2013г.
https://www.youtube.com/watch?v=g1l9qg9ove8
Лист. Шум леса. ЭТЮД
Ф. ЛИСТ - ЭТЮД "ШУМ ЛЕСА" - КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВ
КОНЦЕРТ "ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ" К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.И.ЗИЛОТИ И Ф.М.БЛУМЕНФЕЛЬДА 25 ЯНВАРЯ 2013г.
https://www.youtube.com/watch?v=g1l9qg9ove8
Замечательные этюды создали русские композиторы.
Неоднократно обращался к этому жанру А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой.
https://www.youtube.com/watch?v=mV1HXbDRp8c
Класс консерватории
https://www.youtube.com/watch?v=mV1HXbDRp8c
А. Скрябин - Этюд ор. 8 № 12 ре - диез минор - Павел Шатский
В фортепьянных «Этюдах-картинах» С. В. Рахманинова решение той или иной технической задачи сочетается с яркой образностью музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=WlsZsifJPck
https://www.youtube.com/watch?v=WlsZsifJPck
С.Рахманинов Этюд картина ор 39 №5 Исп Люка Дебарг
В начале XX в. стилистика этюдов постепенно меняется. Виртуозное начало связывается не с романтическим подъемом и раскованностью чувства, а с энергией, четкостью, силой.
Таковы этюды С. С. Прокофьева, написанные в 1909 г.
Композитор Н. Я. Мясковский отметил в них первобытную силу и свежесть музыки. Этюды пишутся не только для солирующих инструментов, но и для различных составов («6 этюдов для струнных инструментов и органа» советского композитора Б. А. Чайковского
--------------------------------------------------
МУЗЫКА И МОЗГ ( к сведению, дополнительно)
Лекция.
https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ
Лекция.
Родилась: 7 февраля 1947 г. (возраст 73 года), Санкт-Петербург, Россия
Научная сфера: нейролингвистика
Учёное звание: профессор, член-корреспондент РАО
Учёная степень: доктор биологических наук доктор филологических наук
https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ
Фортепиано. Урок
4.07.20 ФОРТЕПИАНО. УРОК 3
1. Знакомство с теорией по уроку: музыкальные символы, К.Черни и Ш. Анон: понятие "этюд"и упражнения для развития пальцевой техники.
2. Проверка домашнего задания
3. Разбор новых пьес
4. Знакомство с тональностями: БЕМОЛЬ и ДИЕЗ -черные клавиши. ТОН и ПОЛ ТОНА
Гаммы ДО-МАЖОР и ДО-МИНОР:
5+3 - левая рука; 3+5 - правая рука
------------------------------------------------------------------
КАРЛ ЧЕРНИ
История.

Карл Че́рни (нем. Carl Czerny, 21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
--------------------------------------------------------



Шарль Луи Анон
Charles-Louis Hanon


1. Знакомство с теорией по уроку: музыкальные символы, К.Черни и Ш. Анон: понятие "этюд"и упражнения для развития пальцевой техники.
2. Проверка домашнего задания
3. Разбор новых пьес
4. Знакомство с тональностями: БЕМОЛЬ и ДИЕЗ -черные клавиши. ТОН и ПОЛ ТОНА
Гаммы ДО-МАЖОР и ДО-МИНОР:
5+3 - левая рука; 3+5 - правая рука
------------------------------------------------------------------
КАРЛ ЧЕРНИ
История.
| Основная информация | |
|---|---|
| Дата рождения | 21 февраля 1791 |
| Место рождения | Вена |
| Дата смерти | 15 июля 1857 (66 лет) |
| Место смерти | Вена |
| Похоронен | |
| Страна | |
| Профессии | |
| Инструменты | фортепиано |
| Жанры | классическая музыка |
Карл Че́рни (нем. Carl Czerny, 21 февраля 1791, Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800—1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году композитор утверждает в нём, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»[1]. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
До 1815 года вёл концертную деятельность: ему Людвиг ван Бетховен доверил исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Однако в 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции. Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак, А. Бельвиль-Ури, Альфред Яель и многие другие. В изданной прижизненной биографии Листа, написанной Линой Раманн, значение Черни как его наставника принижается, однако в личном экземпляре этой книги Лист подчеркивал красным карандашом подобные суждения о своем учителе и делал на полях пометки, отмечающие его положительное влияние: «Не совсем правильно!», «Черни прекрасно занимался со мной» и др[2].
Венгерский композитор посвятил ему «Двадцать четыре этюда для фортепиано» (наряду с Ф. Шопеном, 1838) и «Этюды трансцендентного мастерства. Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы» (1851)[3].
Венгерский композитор посвятил ему «Двадцать четыре этюда для фортепиано» (наряду с Ф. Шопеном, 1838) и «Этюды трансцендентного мастерства. Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы» (1851)[3].
И. Ф. Стравинский в интервью 1926 года говорил, что «глубоко восхищается» Черни: «Он обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день». Стравинский отмечал также в своей книге «Хроника моей жизни»: «Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта»[4].
--------------------------------------------------------
СЛУШАТЬ И ВИДЕТЬ НОТЫ:


Черни под ред Гермера
50 этюдов, 1-я часть:

--------------------------------------------------------------------------------------------------
Шарль Луи Анон
Charles-Louis Hanon

| Основная информация | |
|---|---|
| Дата рождения | 2 июля 1819[1] |
| Место рождения | |
| Дата смерти | 19 марта 1900[1] (80 лет) |
| Место смерти | |
| Страна | |
| Профессии | композитор, пианист, музыкальный педагог, теоретик музыки |
| Инструменты | фортепиано |
Известен, прежде всего, своими методическими пособиями, из которых наиболее знаменитое — «Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья» (фр. Le pianiste virtuose en 60 exercices, calculés pour acquérir l'agilité, l'indépendance, la force et la plus parfaite égalité des doigts ainsi que la souplesse des poignets; 1873).
Методика занятий
Ш. Л. Ганон в предисловии к своему сборнику предложил играть описанные упражнения с метрономом,
начав со скорости 60 четвертей в минуту и постепенно доводя скорость до 108 четвертей в минуту. Первые два упражнения должны играться парой без остановки, последующие по три без остановки. Ганон предлагал ученикам осваивать упражнения последовательно, не переходя к следующему, пока вполне не освоены предыдущие, и играя все освоенные упражнения не реже одного раза каждый день. Ганон отмечал, что при игре очень важно высоко поднимать пальцы, играть каждую ноту очень «отдельно» и точно соблюдать синхронность обеих рук.
Почти все упражнения записаны в тональности до мажор. Перевод и игра в других тональностях остаются на усмотрение учащегося.
Музыкальные педагоги, использующие в своей работе сборник Ганона, также отмечают, что очень важно обращать внимание на качество звука при игре. Как только упражнения уверенно освоены, в них следует начать добавлять акценты и интонации, переходя от чисто механического исполнения к более выразительному. Полезно также добавлять движения кистью, что больше приблизит исполнение упражнений к реальным произведениям.[1]
Этот сборник упражнений представлял собой третью часть четырёхтомного учебного пособия: первая часть обучала начинающего пианиста азам техники и нотации, вторая включала обработанные для дидактических целей пьесы и фрагменты из фортепианных сочинений прошлого, а заключительная часть состояла из фортепианных пьес самого Анона, по поводу которых Ф. Ружье в новейшем издании Музыкального словаря Гроува замечает, что «незначительность их музыкального содержания сопоставима с пустотой их названий»[3]. В 1878 г. весь труд Анона был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и принят в качестве учебного пособия Парижской консерваторией, о чём свидетельствует опубликованное в переиздании этого года письмо ведущих преподавателей консерватории — Антуана Мармонтеля, Жоржа Матиа и Феликса Ле Куппе. В последующие годы сборник получил очень широкую мировую известность и приобрёл популярность среди музыкантов и музыкальных педагогов по всему миру.
Другая значительная педагогическая работа Анона, получившая не меньшую известность при его жизни, — «Новая практическая и популярная система обучения аккомпанементу к церковному пению» (фр. Système Nouveau pratique et populaire pour apprendre à accompagner tout Plain-Chant…; 1859). Востребованность этого пособия, предназначенного для того, чтобы обучить прихожан без музыкального образования несложному аккомпанементу на фисгармонии, была весьма велика, и в 1867 году Анон удостоился за него благодарственного письма от Папы Пия IX.

Эта знаменитая школа рассчитана на тех, кто желает в кратчайшие сроки овладеть фортепианной техникой. Будучи, в отличие от Школы Черни более технической и менее музыкально-выразительной, ганоновская методика сыскала, тем не менее, славу именно самой скоростной техники подвижности пальцев. Автор предлагает в предисловии к изданию комментарии, где объясняет, в каком порядке, как долго и в каких сочетаниях необходимо заниматься его этюдами, чтобы добиться успеха в кротчайшие сроки. И это не преувеличение: эффективность Школы Шарля Ганона (1819–1900)доказана временем и многократными переизданиями «Пианиста-виртуоза» во всех европейских странах и в США.
Школа предназначена для тех, кто начинает овладевать инструментом и сопровождает путь пианиста вплоть до того момента, когда он достигнет высот виртуозности. Даже самые блестящие мастера не перестают играть этих этюдов, помогающих не только овладеть виртуозным пианизмом, но и не терять форму в течение всей карьеры.


Комментариев нет:
Отправить комментарий