воскресенье, 31 января 2021 г.

 31.01.21  Наша программа по фортепиано и некоторые вопросы теории музыки

Алгоритм домашнего занятия:

1. Гаммы
2. Репертуар
3. Разучиваемые пьесы и этюды

Репертуар может состоять из произведений одного композитора из многих: 

названиеДаты
Альбенис, Исаак1860-1909
Бах, Иоганн Себастьян1685-1750
Барток, Бела1881-1945
Бетховен Людвиг ван1770-1827
Брамс Иоганнес1833-1897
Шопен, Фредерик1810-1849
Клементи, Муцио1752-1832
Дебюсси Клод1862-1918
Фора, Габриэль1845-1924
Гершвин, Джордж1898-1937
Григ, Эдвард1843-1907
Гайдн, Джозеф1732-1809
Кабалевский, Димитрий1904-1987
Хачатурян Арам1903-1978
Лист, Франц1811-1886
Метнер, Николай1880-1951
Мендельсон, Феликс1809-1847
Моцарт, Вольфганг Амадей1756-1791
Пуленк Франсис1899-1963
Прокофьев, Сергей1891-1953
Рахманинов, Сергей1873-1943
Равель Морис1875-1937
Скарлатти Доменико1685-1757
Шуберт, Франц1797-1828
Шуман, Роберт1810-1856
Шостакович, Дмитрий1906-1975
Скрябин, Александр1872-1915
Чайковский Петр Ильич1840-1893


Или из произведений разных композиторов.

Этю́д (фр. étude «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя и инструмента.

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и разных типов техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). 

На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. 
В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюите
Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», op. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.),

КАРЛ ЧЕРНИ



Карл Черни
Carl Czerny
Carl Czerny.jpeg
Основная информация
Дата рождения21 февраля 1791
Место рожденияВена
Дата смерти15 июля 1857 (66 лет)
Место смертиВена
Похоронен
Страна Австрийская империя
Профессии
Инструментыфортепиано
Жанрыклассическая музыка

Карл Черни Фотографии (1 из 4) | Last.fm


Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. 
В 18001803 годах- с 9 до 14 лет- обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена.
Бетховен, Людвиг ван — Википедия 
Автограф 
1770-1827

В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году композитор утверждает в нём, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»

В этот же период Карл Черни 
учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.

До 1815 года вёл концертную деятельность:  Людвиг ван Бетховен доверил ему исполнение своего Третьего фортепианного концерта
В 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции (сочинение музыки). 

Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано
К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: 
Ференц Лист
Сигизмунд Тальберг
Теодор Лешетицкий
Леопольд де Мейер
Теодор Куллак
А. Бельвиль-Ури
Альфред Яель и многие другие. 

К. Черни  обладал колоссальным темпераментом и сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день.

Произведения К. Черни:

Избранные фортепианное этюды под редакцией Г.Гермера

Черни К. Избранные фортепианные этюды [PDF] - Все для студентаИзбранные этюды для фортепиано ред. Г. Гермера - Черни К. - 390 р ...



http://artschool4.tomsk.ru/upload/k__cherni__izbrannye_fortepiannye_etyudy_pod_red__germera__1ch.pdf

Послушай эти этюды в исполнении пианиста.
Запись тем хороша, что показываются НОТЫ самих этюдов. 1 и 2-й мы с тобой учим. Мы молодцы!

https://primanota.ru/carl-czerny/cherni-germer-etyudy.htm

Исполняет пианист Игорь Надеждин.

---------------------

А на этом видео только 3  этюда. Видна  клавиатура и нажатие клавиш.

Тебе не надо искать, нажимай на видео, и звук появится сразу.


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ЧЕТКОЕ И РОВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТЫХ!


 ФОРТЕПИАНО. УРОК.


1. Понятия "нон легато и легато". Упр. на крышке при отработке легато. Проба по черным клавишам
2. ДО-мажор. Параллельное движение.
3. Проверка дом.задания: пьески и теория прошлого урока
4. Новые произведения по списку.
5. Упражнение Ганона. Нон легато.
6. Этюды разных композиторов. 

MY FAVORITE SONG TO PLAY

Hanon Piano Exercise No. 1 sheet
Hanon piano exercise No. 2 - 1st page
Hanon Piano exercise No. 3 sheet

Этюд
Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение». 
И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога 
К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.
На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. 
Что же привлекло их в этюде? 
Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания. 
Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. 
Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? 
https://www.youtube.com/watch?v=QGSE_JYb-48

Святослав Рихтер (Richter). "Революцтонный" этюд (оп. 10, №12) - Фредрик Шопен






И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.
Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман,


Ф. Лист,
https://www.youtube.com/watch?v=aM-e9a98Ie4

Н. Паганини — Ф. Лист, этюд ля минор. Исполняет Сергей Белявский

Ференц Лист, "Бравурные этюды по каприсам Паганини", №6. Исполняет Сергей Белявский.





И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно. 

https://www.youtube.com/watch?v=hvP35HWNbnE

И.Брамс, Вариации на тему Паганини ор.35. Андрей Стукалов

И.Брамс, Вариации на тему Паганини ор.35 (для фортепиано) Исполняет Андрей Стукалов. Концерт в МГДМШ им. Прокофьева, 16 мая 2015.


Каждый по-своему трактовал жанр этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных единством развития, устремленного к праздничному финалу. 

Шуман. Маленький этюд. Играет взрослый ученик.( Минус исполнения: в посадке и в слабой звуковой градации в звучании этюда: руки играют отдельно от туловища. Замечания Лавановой Г.А)

https://www.youtube.com/watch?v=dOtZ3Ue1qKY


Многочисленные этюды Листа — сочинения масштабные, с элементами живописности и программности («Хоровод гномов», «Шум леса», «Дикая охота», «Мазепа»). 

Лист. Шум леса. ЭТЮД

Ф. ЛИСТ - ЭТЮД "ШУМ ЛЕСА" - КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВ


КОНЦЕРТ "ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ" К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.И.ЗИЛОТИ И Ф.М.БЛУМЕНФЕЛЬДА 25 ЯНВАРЯ 2013г.
https://www.youtube.com/watch?v=g1l9qg9ove8




Замечательные этюды создали русские композиторы
Неоднократно обращался к этому жанру А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой. 

https://www.youtube.com/watch?v=mV1HXbDRp8c

А. Скрябин - Этюд ор. 8 № 12 ре - диез минор - Павел Шатский

Класс консерватории


В фортепьянных «Этюдах-картинах» С. В. Рахманинова решение той или иной технической задачи сочетается с яркой образностью музыки.

https://www.youtube.com/watch?v=WlsZsifJPck

С.Рахманинов Этюд картина ор 39 №5 Исп Люка Дебарг




В начале XX в. стилистика этюдов постепенно меняется. Виртуозное начало связывается не с романтическим подъемом и раскованностью чувства, а с энергией, четкостью, силой. 
Таковы этюды С. С. Прокофьева, написанные в 1909 г. 
Композитор Н. Я. Мясковский отметил в них первобытную силу и свежесть музыки. Этюды пишутся не только для солирующих инструментов, но и для различных составов («6 этюдов для струнных инструментов и органа» советского композитора Б. А. Чайковского
--------------------------------------------------
МУЗЫКА И МОЗГ ( к сведению, дополнительно)
Лекция.
Татья́на Влади́мировна Черни́говская — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Википедия
Родилась7 февраля 1947 г. (возраст 73 года), Санкт-Петербург, Россия
Научная сферанейролингвистика
Учёная степеньдоктор биологических наук доктор филологических наук

https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ



Фортепиано. Урок

4.07.20 ФОРТЕПИАНО. УРОК 3

1. Знакомство с теорией по уроку: музыкальные символы, К.Черни и Ш. Анон: понятие "этюд"и упражнения для развития пальцевой техники.
2. Проверка домашнего задания
3. Разбор новых пьес
4. Знакомство с тональностями: БЕМОЛЬ и ДИЕЗ -черные клавиши. ТОН и ПОЛ ТОНА
Гаммы ДО-МАЖОР и ДО-МИНОР: 
5+3 - левая рука; 3+5 - правая рука
------------------------------------------------------------------

КАРЛ ЧЕРНИ


Черни К. Этюды для начинающих. Для фортепиано 



История.

Carl Czerny.jpeg
Основная информация
Дата рождения21 февраля 1791
Место рожденияВена
Дата смерти15 июля 1857 (66 лет)
Место смертиВена
Похоронен
Страна Австрийская империя
Профессии
Инструментыфортепиано
Жанрыклассическая музыка

Карл Че́рни (нем. Carl Czerny21 февраля 1791Вена — 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.


Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 18001803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. В рекомендательном письме, данном им Черни в 1805 году композитор утверждает в нём, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки, тем более что его родители образовали подающего надежды сына на собственные средства»[1]. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
До 1815 года вёл концертную деятельность: ему Людвиг ван Бетховен доверил исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Однако в 1815 году Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции. Работал преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц ЛистСигизмунд ТальбергТеодор ЛешетицкийЛеопольд де МейерТеодор КуллакА. Бельвиль-УриАльфред Яель и многие другие. В изданной прижизненной биографии Листа, написанной Линой Раманн, значение Черни как его наставника принижается, однако в личном экземпляре этой книги Лист подчеркивал красным карандашом подобные суждения о своем учителе и делал на полях пометки, отмечающие его положительное влияние: «Не совсем правильно!», «Черни прекрасно занимался со мной» и др[2].
Венгерский композитор посвятил ему «Двадцать четыре этюда для фортепиано» (наряду с Ф. Шопеном, 1838) и «Этюды трансцендентного мастерства. Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы» (1851)[3].
И. Ф. Стравинский в интервью 1926 года говорил, что «глубоко восхищается» Черни: «Он обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день». Стравинский отмечал также в своей книге «Хроника моей жизни»: «Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта»[4].

--------------------------------------------------------
СЛУШАТЬ И ВИДЕТЬ НОТЫ:

Избранные этюды для фортепиано (Черни К.) - купить книгу с ...Книга: "Этюды для начинающих для фортепиано" - Карл Черни. Купить ...

Черни под ред Гермера 

50 этюдов, 1-я часть:



НОТЫ Карл Черни - Этюд №1-2 (Г. Гермер) - ноты для фортепиано ...
--------------------------------------------------------------------------------------------------

Шарль Луи Анон
Charles-Louis Hanon
Charles-Louis Hanon.jpg
Основная информация
Дата рождения2 июля 1819[1]
Место рождения
Дата смерти19 марта 1900[1] (80 лет)
Место смерти
Страна
Профессиикомпозиторпианистмузыкальный педагогтеоретик музыки
Инструментыфортепиано

Известен, прежде всего, своими методическими пособиями, из которых наиболее знаменитое — «Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья» (фр. Le pianiste virtuose en 60 exercices, calculés pour acquérir l'agilité, l'indépendance, la force et la plus parfaite égalité des doigts ainsi que la souplesse des poignets1873). 

Методика занятий

Ш. Л. Ганон в предисловии к своему сборнику предложил играть описанные упражнения с метрономом
начав со скорости 60 четвертей в минуту и постепенно доводя скорость до 108 четвертей в минуту. Первые два упражнения должны играться парой без остановки, последующие по три без остановки. Ганон предлагал ученикам осваивать упражнения последовательно, не переходя к следующему, пока вполне не освоены предыдущие, и играя все освоенные упражнения не реже одного раза каждый день. Ганон отмечал, что при игре очень важно высоко поднимать пальцы, играть каждую ноту очень «отдельно» и точно соблюдать синхронность обеих рук.
Почти все упражнения записаны в тональности до мажор. Перевод и игра в других тональностях остаются на усмотрение учащегося.
Музыкальные педагоги, использующие в своей работе сборник Ганона, также отмечают, что очень важно обращать внимание на качество звука при игре. Как только упражнения уверенно освоены, в них следует начать добавлять акценты и интонации, переходя от чисто механического исполнения к более выразительному. Полезно также добавлять движения кистью, что больше приблизит исполнение упражнений к реальным произведениям.[1]

Этот сборник упражнений представлял собой третью часть четырёхтомного учебного пособия: первая часть обучала начинающего пианиста азам техники и нотации, вторая включала обработанные для дидактических целей пьесы и фрагменты из фортепианных сочинений прошлого, а заключительная часть состояла из фортепианных пьес самого Анона, по поводу которых Ф. Ружье в новейшем издании Музыкального словаря Гроува замечает, что «незначительность их музыкального содержания сопоставима с пустотой их названий»[3]. В 1878 г. весь труд Анона был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и принят в качестве учебного пособия Парижской консерваторией, о чём свидетельствует опубликованное в переиздании этого года письмо ведущих преподавателей консерватории — Антуана МармонтеляЖоржа Матиа и Феликса Ле Куппе. В последующие годы сборник получил очень широкую мировую известность и приобрёл популярность среди музыкантов и музыкальных педагогов по всему миру.
Другая значительная педагогическая работа Анона, получившая не меньшую известность при его жизни, — «Новая практическая и популярная система обучения аккомпанементу к церковному пению» (фр. Système Nouveau pratique et populaire pour apprendre à accompagner tout Plain-Chant…1859). Востребованность этого пособия, предназначенного для того, чтобы обучить прихожан без музыкального образования несложному аккомпанементу на фисгармонии, была весьма велика, и в 1867 году Анон удостоился за него благодарственного письма от Папы Пия IX.

Эта знаменитая школа рассчитана на тех, кто желает в кратчайшие сроки овладеть фортепианной техникой. Будучи, в отличие от Школы Черни более технической и менее музыкально-выразительной, ганоновская методика сыскала, тем не менее, славу именно самой скоростной техники подвижности пальцев. Автор предлагает в предисловии к изданию комментарии, где объясняет, в каком порядке, как долго и в каких сочетаниях необходимо заниматься его этюдами, чтобы добиться успеха в кротчайшие сроки. И это не преувеличение: эффективность Школы Шарля Ганона (1819–1900)доказана временем и многократными переизданиями «Пианиста-виртуоза» во всех европейских странах и в США. 
Школа предназначена для тех, кто начинает овладевать инструментом и сопровождает путь пианиста вплоть до того момента, когда он достигнет высот виртуозности. Даже самые блестящие мастера не перестают играть этих этюдов, помогающих не только овладеть виртуозным пианизмом, но и не терять форму в течение всей карьеры.

Хрестоматия маленького пианиста. Анна Артоболевская / ноты ...

Ганон 4 ноты для фортепиано


Комментариев нет:

Отправить комментарий

2.11.25 https://www.youtube.com/watch?v=e-EjWbVv-94 https://www.youtube.com/watch?v=HeK9lqoR8Uc Не возвращайтесь никогда Каролина Вербицкая ...