25.09.20 ТРАНСКРИПЦИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, 7 класс. М Баранов
5-й класс: Звуки в русском языке делятся на гласные ([а], [о]) и согласные ([б], [в]). Гласные звуки могут быть ударными (коро́ва, ученúк) и безударными (столовая, деревня).
Согласные звуки могут быть глухими (том, софа) и звонкими (дом, сова). Также согласные звуки могут быть твердыми ([м]атч, [ст]о[л]) и мягкими ([м’]яч, со[л’]ь).При обозначении звуков на письме используются квадратные скобки:
дуб − ду[п].
К[о]т и к[и]т,
Т[у]р и т[и]р,
С[о]н и с[ы]н,
С[у]д и с[а]д,
Ш[э]сть и м[е]сть.
[а] − с[а]д, м[а]к.
[о] − к[о]т, д[о]м.
[и] − к[и]т, в[и]д.
[ы] − с[ы]р, д[ы]м.
[э] − ш[э]ст, ж[э]ст.
[у] − л[у]к, д[у]б.
С гласного звука [ы] в русском языке слова не начинаются.
Благодаря согласным звукам [ш] и [с] мы различаем смысл первого и второго слова. Благодаря гласным звукам [о] и [и] мы различаем смысл третьего и четвертого слов.
Д[о]м, д[ы]м.
[Н]оль, [м]оль.
[С]ок, [т]ок
В слове стал на конце твердый согласный звук [л], а в слове сталь — мягкий согласный звук [л’], (значок ‘ указывает на мягкость согласного).
Удар — ударь
В слове удар на конце твердый согласный звук [р], а в слове ударь — мягкий согласный звук [р’], (значок ‘ указывает на мягкость согласного).
Вес — весь
В слове вес на конце твердый согласный звук [с], а в слове весь — мягкий согласный звук [с’], (значок ‘ указывает на мягкость согласного).
Брат — брать
В слове брат на конце твердый согласный звук [т], а в слове брать — мягкий согласный звук [т’], (значок ‘ указывает на мягкость согласного).
Банка — банька
В слове банка в середине твердый согласный звук [н], а в слове банька — мягкий согласный звук [н’], (значок указывает на мягкость согласного).
Мел — мель
В слове мел на конце твердый согласный звук [л], а в слове мель — мягкий согласный звук [л’], (значок ‘ указывает на мягкость согласного).
Спор — спорь
В слове спор на конце твердый согласный звук [р], а в слове спорь — мягкий согласный звук [р], (значок указывает на мягкость согласного).
*Стал темным — блестящая сталь;
сильный удар — ударь по мячу.
Почка — бочка
Горка — корка
Злой — слой
Шалость — жалость
Колос — голос
Жар — шар
Доска — тоска
Точка — дочка
Слить — злить
Меняется не только звуковой состав слова, но и пары различаются с помощью согласных по своему значению: звонкие-глухие
Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу. Имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: «Яша! Оля!» И ещё раз: «Яша, Юля!» В начале первого имени отчётливо слышится [й’а], в начале второго − [й’у]. Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, ю.
Буквы е, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков − [й’] и гласного. Например: буква е в слове ель обозначает звуки [й’э], а буква ё в слове ёж−звуки [й’о].
Итак, буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетания двух звуков − [й’] и гласного.
Но у букв е, ё, ю, я есть ещё одна роль. Произнесём протяжно слова вес, мёд, люк, ряд. Мы услышим в начале каждого слова мягкий согласный, а вслед за ним гласный: [в’э], [м’о], [л’у], [р’а]. Буквы е, ё, ю, я указывают, что согласный, после которого они стоят, мягкий. Убедиться в этом нетрудно: заменим в слове ряд букву я буквой а, получится другое слово − рад, и произнесём мы уже не мягкий, а твёрдый согласный [р].
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Решение
л − [л'] − согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
ю − [у] − гласный, безударный
б − [б] − согласный, звонкий парный, твёрдый парный
л − [л'] − согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
ю − [у] − гласный, ударный
Грозу − гро−зу* (2 слога, второй ударный) − 5 букв, 5 звуков
г − [г] − согласный, звонкий парный, твёрдый парный
р − [р] − согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный
о − [а] − гласный, безударный
з − [з] − согласный, звонкий парный, твёрдый парный
у − [у] − гласный, ударный
**Мая − ма−я (2 слога, первый ударный) − 3 буквы, 4 звука
м − [м] − согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный
а − [а] − гласный, ударный
я − [й] − согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный
− [а] − гласный, безударный
Когда − ког−да (2 слога, второй ударный) − 5 букв, 5 звуков
к − [к] − согласный, глухой парный, твёрдый парный
о − [а] − гласный, безударный
г − [г] − согласный, звонкий парный, твёрдый парный
д − [д] − согласный, звонкий парный, твёрдый парный
а − [а] − гласный, ударный
Гром (1 слог) − 4 буквы, 4 звука
г − [г] − согласный, звонкий парный, твёрдый парный
р − [р] − согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный
м − [м] − согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный
Из учебника 7 кл. М. Баранов:
https://www.youtube.com/watch?v=ty6BuTTYD4w транскрипция
https://easypronunciation.com/ru/russian-phonetic-transcription-converter
Произношение и транскрипция русских слов: онлайн-переводчик
Таблица символов фонетической транскрипции для русского языка
https://kpfu.ru/docs/F1773831677/Kamalova.L.A.Lekciya._7.Fonetika.pdf-лекция.
- Урок 1: Основы фонетической транскрипции
- Урок 2: Гласные. Распределение гласных. Огубление. Произношение.
- Урок 3: Согласные. Разделение согласных по разным критериям.
- Урок 4: Ударение. Тип ударения. Место ударения.
- Урок 5: Ритмические модели в русском языке
- Урок 6: Редукция гласных «а» и «о» в безударном положении
- Урок 7: Гласные «е» и «я» после согласных
- Урок 8: Произношение «я», «ю», «ё», «е» и «и» в начале слова, после гласных и после мягкого и твёрдого знака
- Урок 9: Произношение подударного «и» или «ы»
- Урок 10: Произношение твёрдых согласных «ш», «ж» и «ц»
- Урок 11: Произношение мягких согласных «й», «щ» и «ч»
- Урок 12: Произношение русского твёрдого и мягкого «л»
- Урок 13: Звонкие и глухие согласные
- Урок 14: Повторение – упражнения

- ============================



Комментариев нет:
Отправить комментарий