23.04.20 МАРАФОН. СТУПЕНИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГИ
Около 100 лет до н. э. индийский мудрец Патанджали, опираясь на учение тантры, предложил метод духовной практики, который затем получил название аштанга-йога.«Аштанга» означает «состоящая из 8 частей», а «йога» значит «единение», слияние единичного сознания с космическим Сознанием.
Ниже представлена короткая информация
о каждом из восьми аспектов:
о каждом из восьми аспектов:
Яма (джама) и нияма – система правил для создания гармоничных отношений с обществом и с самим собой. Внутреннее и внешнее равновесие – этого хотят все. Но такое равновесие является иллюзией, если нет искреннего стремления к выполнению морально-нравственных принципов. Пренебрегая правилами ямы и ниямы, человек может причинить вред и себе, и другим.
Асаны – позы для гармонизации и очищения тела.
Духовный рост – это не только внутренняя, психическая трансформация. Необходимо также настроить тело «на нужную волну». Хорошее здоровье, эмоциональное равновесие и психическая сила, являющиеся результатом регулярного выполнения йогических поз (асан), помогают практике медитации.
Духовный рост – это не только внутренняя, психическая трансформация. Необходимо также настроить тело «на нужную волну». Хорошее здоровье, эмоциональное равновесие и психическая сила, являющиеся результатом регулярного выполнения йогических поз (асан), помогают практике медитации.
Пранаяма – контроль над жизненной энергией.
Жизнь в теле поддерживается энергией, которая заставляет функционировать органы, вибрировать клетки, нервы и т.п. Эта вибрация создаётся пульсацией праны – жизненной энергии. Она возбуждает все клетки, включая самые тонкие клетки мозга. Йог, стремясь проникнуть в высокие сферы своего разума, должен добиться совершенного покоя в теле, взяв под контроль пульсацию жизненной энергии.
Дыхание сравнивают с маховиком прановой «машины», успокоение дыхания означает замедление пульсации праны и, следовательно, улучшение концентрации.
Жизнь в теле поддерживается энергией, которая заставляет функционировать органы, вибрировать клетки, нервы и т.п. Эта вибрация создаётся пульсацией праны – жизненной энергии. Она возбуждает все клетки, включая самые тонкие клетки мозга. Йог, стремясь проникнуть в высокие сферы своего разума, должен добиться совершенного покоя в теле, взяв под контроль пульсацию жизненной энергии.
Дыхание сравнивают с маховиком прановой «машины», успокоение дыхания означает замедление пульсации праны и, следовательно, улучшение концентрации.
Йоги практикуют техники пранаямы – дыхание по определённой системе. Однако пранаяма – это не столько контроль над дыханием, сколько внутренний психический процесс.
Экспериментировать со своим дыханием, пытаясь достичь изменённого состояния сознания, или практиковать любую технику пранаямы без компетентного руководства и достаточной подготовки разума, опасно. Пранаяме обучают квалифицированные учителя, поэтому практики нет в нашем марафоне.
Экспериментировать со своим дыханием, пытаясь достичь изменённого состояния сознания, или практиковать любую технику пранаямы без компетентного руководства и достаточной подготовки разума, опасно. Пранаяме обучают квалифицированные учителя, поэтому практики нет в нашем марафоне.
Пратьяхара – отвлечение разума.
Взаимодействие с внешним миром переполняет разум человека множеством идей и образов. Чтобы сосредоточиться на своей внутренней сути, необходимо освободиться от внешних раздражителей с помощью отвлечения разума. Этот процесс – пратьяхара – включает в себя отвлечение разума от чувственных раздражителей, от ощущений тела и от непрерывного потока мыслей. Разум погружается внутрь и концентрируется на одном. Процессу пратьяхары также обучает учитель, но медитация, предложенная в рамках этого марафона, также может считаться своего рода пратьяхарой.
Взаимодействие с внешним миром переполняет разум человека множеством идей и образов. Чтобы сосредоточиться на своей внутренней сути, необходимо освободиться от внешних раздражителей с помощью отвлечения разума. Этот процесс – пратьяхара – включает в себя отвлечение разума от чувственных раздражителей, от ощущений тела и от непрерывного потока мыслей. Разум погружается внутрь и концентрируется на одном. Процессу пратьяхары также обучает учитель, но медитация, предложенная в рамках этого марафона, также может считаться своего рода пратьяхарой.
Дхарана – внутренняя концентрация разума.
После того, как разум перестал отвлекаться на внешние раздражители, он способен переключиться на познание высшего Сознания. Для этого необходима внутренняя сосредоточенность, которая в йоге называется «дхарана». Медитирующий стремится сфокусировать свой разум в одной точке и поддерживать такую концентрацию, которая исключает отвлечение внимания или беспокойство. Таким образом, вы можете найти и осознать свою духовную природу в самом центре вашего «Я», а инструментом такого познания выступает психический центр, особая точка (чакра), в которой вам нужно концентрироваться. У различных людей точка концентрации находится в разных чакрах.
После того, как разум перестал отвлекаться на внешние раздражители, он способен переключиться на познание высшего Сознания. Для этого необходима внутренняя сосредоточенность, которая в йоге называется «дхарана». Медитирующий стремится сфокусировать свой разум в одной точке и поддерживать такую концентрацию, которая исключает отвлечение внимания или беспокойство. Таким образом, вы можете найти и осознать свою духовную природу в самом центре вашего «Я», а инструментом такого познания выступает психический центр, особая точка (чакра), в которой вам нужно концентрироваться. У различных людей точка концентрации находится в разных чакрах.
Дхьяна – медитативный поток разума.
Медитация – это процесс, когда духовный искатель непрерывно фокусируется на внутреннем высшем «Я», и эта концентрация не нарушается.
Медитация – это процесс, когда духовный искатель непрерывно фокусируется на внутреннем высшем «Я», и эта концентрация не нарушается.
Дхьяна (созерцание или истинная медитация) является глубоким внутренним достижением и результатом огромных усилий. В дхьяне разум свободно и естественно преобразовывается, становясь шире и тоньше. Это последний этап усилий духовного искателя, поскольку за ним следует окончательный результат.
Самадхи – приостановка умственной деятельности и единение с высшим сознанием.
Это последняя ступень восьмиступенчатой йоги, и является не практикой, а, скорее, результатом. Когда человек достигает совершенства в дхьяне, разум больше не может сохранять ограниченность и обособленность, он сливается с космическим Сознанием. Чувство отдельности теряется в йоге (единении). Маленькая капля сливается с бесконечным океаном духовности, с божественным блаженством.
Это последняя ступень восьмиступенчатой йоги, и является не практикой, а, скорее, результатом. Когда человек достигает совершенства в дхьяне, разум больше не может сохранять ограниченность и обособленность, он сливается с космическим Сознанием. Чувство отдельности теряется в йоге (единении). Маленькая капля сливается с бесконечным океаном духовности, с божественным блаженством.
Некоторые из перечисленных ступеней присутствуют в разных учениях. Направление, в котором присутствуют все аспекты аштанга- йоги, считается целостным и полноценным, т.к. всесторонне развивает физическую, психическую и духовную сферы, и помогает следовать дхарме — истинной природе человека.Материал взят из книги «Уроки медитации»
Комментариев нет:
Отправить комментарий